…чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.
1 Коринфянам 11:34
Слова в последнем стихе (ст. 34) подразумевают, что существуют и другие вопросы, требующие внимания. Однако Павел не хочет отвлекаться от основной проблемы на подробности, которые могут пока подождать. Он употребляет глагол, который передаёт идею приведения в порядок. И он имеет большую важность в нашу эпоху, когда даже некоторые христиане склоняются к постмодернистскому предпочтению хаоса, как признаку подлинной духовности и глубины, отказываясь от формы и структуры. Но у Павла другое восприятие. Он «устроит различные части коринфского богослужения. Такая упорядоченность отражает идеи из первой половины главы (ср. 1 Кор. 11:2,3,16)». Павел надеется прийти в эту церковь. Он желает помочь им иметь Божий порядок в своём служении, в своей жизни, жить без разделений и с самодисциплиной. Сейчас он затронул самые болевые точки. Но ещё немало есть вопросов и сфер, где Евангелие не утвердилось в жизни церковной общины Коринфа. Но собрания церкви крайне важны, они формируют нас!
Благая Весть об Иисусе Христе – сильная, чтобы преобразовать наше окружение, широкая, чтобы созидать церковную общину из самых разных людей, и глубокая, чтобы изменить нас изнутри. Церковные собрания помогают нам пережить Евангельское послание вновь и вновь, чтобы мы могли преображаться изнутри.
Светская литургия
Вряд ли кто-то из нас скажет, что он, например, последователь компании Apple или Яндекс или Амазон, и согласен со всеми их ценностями, и даже получил свою доктрину от них. Но это не значит, что эти компании не повлияли на нас. На днях я прочитал занимательный документ под названием — «Руководство по использованию бренда Amazon». Очень детально прописанный и выверенный документ. Читая этот документ и подобные ему, мне стало очевидно, что в нашем обществе существуют культурные парадигмы, процедуры, правила, примеры, истории, и если хотите нерелигиозные литургии, которые напрямую формируют наше поведение. Многие из них можно увидеть на поверхности. Например, возьмите почти любой более менее известный интернет-магазин или платформу для торговли. Почему люди покупают товары там?
Эта платформа позволяет нам избежать очередей и попасть на сайт, где мы сами без ненужного контакта с другими можем совершать покупки. Это вопрос эффективности и удобства. Если Вам не понравился продукт, то вы можете его вернуть, потому что мы хотим, чтобы клиент был полностью доволен. Когда вы просматриваете товары, то вы можете их просто отложить, не помещая их пока в свою корзину. И вы их можете приобрести позже. Это материалистическая фантазия. Не случайно в некоторых магазинах это называется – wish list. Как только вы сделали ваш заказ – вы можете его проследить по приложению на своем телефоне. Где он и когда он придёт для получения. Вы получите, и СМС, и даже электронное письмо. И это удовлетворяет наше желание контроля. И если у вас уже высокий рейтинг – то вы получите побольше скидку и вероятно побыстрее доставку. И это вопрос – скорости и эксклюзивности.
Как этот опыт с таким магазином повлияет на нас? Какие ценности и верования он в нас закладывает, когда мы таким образом осуществляем покупки? Эффективность, удобство, удовлетворение, материализм, контроль, самомнение и скорость. И это только некоторые из них. Амазон и многие другие магазины опираются на свою литургию, на свой порядок. И всего несколько кликов и мы запрограммированы, мы теперь думаем, что покупатель контролирует процесс, и что клиент очень важен. Это консюмеризм. Понимаете, сегодня существует немало светских литургий в нашем окружении. Они все несут свои ценности, они все пытаются формировать нас, определять наши убеждения, и, знаете, не предлагают нам подписать с ними контракт на принятие или отвержения их вероучения :). Но мы становимся такими, какими нас пытаются запрограммировать. Следует осознать, дорогие, что не существует ничего нейтрального, никак и ни на что не влияющего часа, дня, недели или жизни. Мы все продукт наших литургий, наших процедур, мы все сформированы нашими практиками и привычками. И нам следует спросить себя – «Какая литургия оказала на меня большее влияние?». Ведь литургия – это некий педагогический инструмент, который пытается сделать из нас определённого человека. Весь наш опыт – на стадионе ли, в магазине ли, кинотеатре, фитнесклубе и т.д – нацелен на то, чтобы сделать нас какими-то. Если говорить про интернет-магазин – то сделать нас лояльными покупателями. Церкви, также имеют свои литургии, признают они это или нет. Обычно она состоит из 4 частей – призыв к поклонению, проповедь, отклик и благословение.
Но давайте сначала посмотрим на первую мирскую литургию. Давайте вспомним Бытие 3 главу.
В этой истории о первых людях сатана искушает Еву. Писание говорит, что «Змей был хитрее всех зверей полевых» (Быт. 3:1). Он точно знает, что делает, когда задаёт вопросы Еве: «подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»? (Быт. 3: 1). Он пытается породить сомнение, вызвать недоверие. Заметьте, он не сказал: «Прокляните Бога и умрите». Его литургия тонкая, подрывная. Какова цель его вопроса? Убрать Бога со сцены, и для начала, поставить туда Еву, подвергнув сомнению честность и истинность Бога! Это «призыв к поклонению», в сущности, рождение светской литургии. Чтобы двигаться вперёд к своей цели, он говорит: « …нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.» (Быт. 3:4-5). Теперь, что он делает? Он пытается формировать её, присоединить её уже к своим убеждениям. Как он это делает? Обращаясь к желанию — «Вы можете быть мудрыми, с открытыми глазами, ничто не пройдет мимо вас. Вы можете быть подобны Богу, вы можете знать добро и зло. Вы можете управлять сами собой». Он искушает её, обращаясь к желанию быть осведомлённой, знающей и всё контролировать. Сатана не говорит: «Вы должны изменить свою доктрину. Станьте атеистом, сатанистом, но не теистом.» Дьявол в действительности не хочет еретиков; он хочет людей-нарциссов, эдаких эгоцентриков.
Он знает, что если сможет заставить нас поклоняться нашим предпочтениям, нашим мнениям, нашим путям, тогда ему не придётся выполнять трудную религиозную работу по изменению нашей религиозной доктрины. Он точно доволен христианам-нарциссам. Если его первый шаг — призыв к поклонению, его второй шаг — проповедование ложного Евангелия — вы можете быть мудрым, как Бог, контролировать всё, но без реального контроля. Далее мы видим реакцию Евы на его проповедь, его слово: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.» (Быт. 3:6).
Альтернативная практика, изменённое поведение, когда она нажимает на мышь, погружает свои зубы в сочный плод, нектар стекает по её подбородку. И внезапно её представления о Боге меняются. Бог — это убийца радости (оказывается, Бог не хотел, чтобы она была мудрой или наслаждалась таким вкусным плодом). Бог — законник (по её словам, Он не хочет, чтобы я даже «прикасалась к дереву», чего Бог точно не говорил). Принимая призыв сатаны к поклонению и веря его лживому Евангелию, будучи сформированной его рассказом/литургией, она впервые встречает недостаток: « И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» (Быт. 3:7). ). Они оказались нагими – как они это узнали? Почему это стало для них значимо? Потому что они сменили литургию в своей жизни, они поставили себя в центр, поверив ложному Евангелию. Поэтому они сшили себе одежду, чтобы скрыть свой недостаток. Последним в литургии сатаны является его благословение или как он завершает своё собрание. Он отправил их из Эдема с пустыми руками. Это душераздирающая история, мощная литургия, которая радикально меняет человечество — наши убеждения, наши практики, наши фундаментальные желания. Первоначальная светская литургия имела тысячи итераций или повторений, когда мы шли по своей жизни, становясь жертвой всевозможных видов человеческих обычаев и представлений. Цель этой литургии? Отвернуть нас от Бога. Видите ли вы её силу? Насколько важно для нас обучать даже наши чувства и желания, чтобы они не попали в сатанинские ловушки! Чтобы в нашей жизни была другая литургия, литургия, которая направляет нас ко Христу? Какая у вас еженедельная литургия?
Евангельская литургия
Библия предлагает нам иную литургию в своей великой драме сотворения, грехопадения, искупления и нового творения. И она также содержит литургические элементы: молитвы, песни, рассказы, проповеди, письма, доксологии. Первая проповедь Иисуса, которая описана в Луки 4 главе состоялась во время литургии в синагоге. Интересная деталь обо всех этих элементах заключается в том, что все они в основном описаны в Библии в контексте общинного богослужения, а не частного изучения Библии. Церковь не представляет из себя встречу едва связанных между собой независимых духовно-мыслящих людей; это сообщество, народ Божий, который собрался вокруг личности Христа. Вы знаете, почему церковь собиралась в воскресенье, начиная с первого века? В воскресенье на третий день после смерти Иисуса, в день его воскресения. Воскресные собрания — это новая литургия Евангелия, чтобы сформировать человечество вокруг Христа. Итак, заметьте, что воскресенья не связаны с религиозной обязанностью; это еженедельная литургия, способ начать свою неделю с призыва к поклонению, отправить нас в неё не с пустыми руками, но переполненными Благой Вестью, способными отражать характер Христа, любить Его церковь и искать блага нашему городу во всём, что мы делаем. Понимаете – нет никакого нейтралитета. Если мы не формируемся воскресными собраниями и встречами малых групп, то на это место приходят другие литургии. Сначала появляются какие-то интересные альтернативы, какие-то неожиданные задачи, какие-то обязательные мероприятия и программы. И потом они полностью подменяют Богом определённые литургии, и вы попали в светскую литургию, рутину, порядок, мышление. Вы начинаете верить в ложное Евангелие, что жизнь – это история про Вас и для вас, что Вы управляете всем, что вы мудры, как Бог, и вам уже точно не нужно быть в церковном собрании всегда по воскресеньям, что вы уже не особо нуждаетесь в малой группе на неделе. Пожалуйста, услышьте — дело не в долге, не в обязанности быть в церкви; но в отчаянии и в восторге. Некоторые люди называют религию костылём для слабых. Но они не сознают или не хотят признать, что сами давно ходят на ужасных костылях, на костылях ложного Евангелия – самонадеянности и потворства своим похотям и желаниям.
Литургия потребителей проповедует нам, что у нас всё в порядке, что мы всё контролируем и платим, чтобы получить то, что хотим. Это мышление уже давно проникло в церковь. Давайте заплатим, чтобы получить то, что нам хочется, и чтобы нам было удобно и быстро. Чтобы нас обслужили по полному. Мы ждем, чтобы ВШ обслужила наших детей, чтобы проповедь удивила нам разум, затронула чувства и коснулась сердца, но только в тех сферах, где нам хочется и нравится, чтобы в зале всё было готово, и чтобы музыка была нам по вкусу. Мы должны уйти удовлетворёнными отношением к нам, скоростью и удобством. Церковь не Амазон или Яндекс; это не бизнес; это многообразная премудрость Бога, чтобы показать Евангелие, показать богатство Божьей благодати для нарциссических грешников, чтобы показать Иисуса, а не наши предпочтения.
Как вы боретесь с потребительством, с индивидуализмом, с самомнением и высокомерием? Как выглядит ваша ежедневная, еженедельная евангельская литургия?
Вот, что мы желаем, чтобы происходило у нас на церковном собрании.
Призыв к поклонению
Это не какой-то духовный способ высказать спасибо за то, что вы пришли или поприветствовать каждого, хотя мы рады, что вы здесь. Это наше общее признание того, что мы все собраны сюда Богом, чтобы послушать Его, поговорить с Ним, ответить Ему, попеть Ему, поклониться Ему. Это также не «призыв покритиковать» проповедника или людей, которые здесь впереди на сцене, хотя нам точно следует поразмышлять о том, что мы здесь услышали и увидели. Призыв к поклонению богоцентричен. Чтобы направить наш взор на Его величие, чтобы вернуть фокус нашего сердца с наших эгоцентричных потребительских литургий, которые бомбардировали нас всю эту неделю, чтобы помочь нам повернуться обратно к Богу и переориентировать нас на радостное поклонение Ему ради Его славы. Если же вы пока не разобрались во что вы верите и как вы относитесь к Богу, то мы желаем, чтобы у вас была вся необходимая свобода и возможности для того, чтобы проговорить ваши вопросы, сомнения, смущения, открыть ваши проблемы и боли. Но вы должны знать, что настоящее, подлинное христианство всегда выражается в том, что происходит смена объекта поклонения – с себя – на Бога, с самоцентризма на богоцентризм. Ваша вера касается всех сфер вашей жизни. Чтобы духовно процветать, необходимо, чтобы Бог стал в центре нашей жизни, а не мы.
Евангельская проповедь
Проповедь — это не TED-выступление, где я собрал несколько ярких и интересных мыслей или идей, чтобы показать свою проницательность или аналитическую мудрость. Проповедь — это мост между двумя мирами, миром Писания и миром нашей культуры, где целью проповеди является передача уникальности Христа и притязаний Евангелия в контексте нашей сегодняшней жизни. Это не просто изучение Библии, когда основное внимание уделяется доктрине. Я не хочу затронуть только ваш разум. Мне не хочется дать вам просто три совета как улучшить вашу жизнь. И призвать вашу волю действовать. Главная проблема заключается не в том, что мы не делаем правильные вещи (3 подсказки для жизни/воли), и не в том, что у нас нет правильной доктрины (голова). Помните, что мы в основном существа желаний, поэтому нам нужно не только наставить нашу голову или нашу жизнь, наш разум или волю, но мы должны обрести правильные желания, вернуть нашу привязанность ко Христу. Это означает проповедовать в сердце, прося Бога, чтобы Он Духом Святым через истинное Евангелие оживил наши сердца, и направил наши желания к Нему. Моя молитва, чтобы Слово Божие затронуло ваше сердце, ваши чувства, желания, настроение, глубочайшие внутренние убеждения и ценности. Поэтому не приходите как потребители и зрители, приходите, чтобы измениться изнутри под действием Божьей благодати. Слушайте активно. Дух Святой работает в нашем собрании.
Отклик
Наш ответ Богу происходит в нескольких форматах – пение, молитвы, свидетельства, пожертвования. Это позволяет нам индивидуально и совместно отреагировать на Евангелие, и на то, что Бог делает в нашей жизни, чтобы раскаиваться, радоваться, прославлять и покорятся Ему. Наше собрание становится единым инструментом, который выражает благодарность, благоговение и веру в то, что Бог сделал для нас во Христе через Духа Святого. Когда мы поём, наши тела становятся залами славы Евангелия, где Благая Весть звучит, и мы все вместе подтверждаем величие Бога и надежду на Христа.
Завершение
Это не способ попрощаться, а направить церковь в город с Евангелием, чтобы его можно было услышать через их свидетельства и увидеть подтверждение его истинности в их повседневной жизни.
После грехопадения у Адама и Евы произошли перемены в убеждениях – оно сменилось с того, что Бог велик на то, что Бог – это убийца радости и законник, потому что они пассивно и постепенно были сформированы литургией сатаны, которая отправила их со своего собрания с чувством недостатка, с пустыми руками. Но история не заканчивается. Как и любой хороший родитель, Бог избирает наказание как для Адама, так и для Евы, но затем Он делает нечто удивительное – «сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.» (Быт. 3:21)
Почему? Зачем? Ведь они уже сделали себе одежду из фиговых листьев. Довольно крутую одежду, по всем современным стандартам: натуральная, ароматная, дешёвая, экологичная. В древнем мире одежда выполняла также роль кошелька. Не то, что в неё что-то складывали, но она сама и была материальная ценность. Из древних источников мы узнаём, что если кто-то был лишен наследства, то он должен был «повесить свою одежду и уйти». Оставь своё наследство и иди! Что говорит Бог? Повесь свою одежду на дверь и уходи? Нет! Но Он Сам даёт им одежду и говорит – приди! Он обещает им наследство, после всего того, что они сделали, несмотря на их непослушание, недоверие, самопоклонение. Мы, люди, готовы отвергнуть предателя. Божия любовь настолько сильна, что Бог готов простить даже последнего предателя и бунтаря. Бог явил нам Свою любовь в лице Иисуса Христа! Новый Завет говорит нам, что через веру во Христа мы облеклись в одежду Его праведности! Поэтому Иисус ведёт нас обратно в сад, который утратили наши прародители. Иисус приготовил для нас особую литургию, особое собрание, особый пир, когда уже весь мир станет как утраченный Эдем, и великое наследие получат те, которые покорились Ему.
Светские литургии отправляют нас с пустыми руками, но евангельская литургия наделяет нас невероятными нескончаемыми благословениями.
Павел пока избегает других вопросов и проблем в Коринфе, он обещает дать дальнейшее указание относительно них, когда придёт. На данный момент, он желает позаботиться о чём-нибудь ещё, что нуждалось в исправлении – о говорении на языках и разнообразии даров Духа – на чём должна строиться церковь.