Прекрасный Божий подарок
Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю́, что хорошо человеку оставаться та́к. Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения. Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж. Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.
Первое послание Коринфянам 7:25-40
7.2. Посвятить себя развитию всесторонних взаимоотношений внутри церковной общины
Когда мы читаем этот отрывок, то мы видим, что Павел разговаривает со всей церковью. Он обращается ко всем, хотя и говорит много о безбрачии.
Апостол напоминает всем членам церкви, что они обладают удивительным благословением — Евангелие соединило их всех в одну духовную семью. Поэтому внутри церкви мы можем обрести удовлетворение и радость от общения друг с другом, вне зависимости от того — замужем мы или нет, женаты или холосты.
7.2.1. Неверное представление о близости
Многие думают, что если ты не женат или не замужем, то у тебя нет семейных отношений, а значит и нет особой близости. И это то, чего боятся холостые люди. Остаться одинокими. Что я буду сам по себе. Разве что с моей кошечкой или собачкой.
Но ап.Павел был неженатым, но он не был одинок, не был сам по себе.
Беда в том, что мы можем думать о близости совсем не по-библейски. Мы можем попасть под влияние современной культуры и объединить интимность или близость с сексом. Поэтому нам и кажется, что настоящая близость без секса невозможна. Таково современное мышление. И оно весьма нездоровое.
Потому что оно, как минимум, понизило другие формы близости. Наша культура поместила близость в сферу романтически-сексуальных отношений, и поэтому мы стали считать, что другие формы отношений не способны подарить нам чувство близости. И поэтому мы перевели слово «друг» из существительного в глагол. Например, зафрендиться. Друг — это тот, кто с тобой законтачился. И если предыдущие поколения могли говорить о настоящей дружбе между мужчинами или женщинами, где присутствовала душевная близость и искренняя привязанность, то в нашей культуре люди скажут — такое может быть только между геями. Но в Библии, например, мы видим дружбу Иоанафана и Давида. Она была настолько сильна, что в своей скорбной песне по смерти Иоанафана Давид говорит:
Скорблю о тебе, брат мой Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской.
Вторая книга Царств 1:26
Но по причине поврежденного взгляда нашей современной культуры — сегодня в некоторых статьях и книгах авторы позволяют говорить себе, что они, т.е. Давид и Ионафан были гомосексуалистами, иначе они не могут никак объяснить их дружбу.
1) И это фундаментальное непонимание природы близости и дружбы. Библия показывает, а наша жизнь подтверждает это библейское откровение, что можно иметь много сексуальных связей, но так и не иметь подлинной близости и настоящей интимности.
2) Но также — можно быть очень близким и не иметь сексуальных отношений. Библия говорит, что сексуальные отношения призваны укрепить и углубить близость, которая сложилась между супругами, но не создать ее.
3) Сегодняшняя культура учит, что если у вас нет сексуальных отношений, то вы лишены близости и настоящей интимности. Библия же учит, что дружба и интимность идут рука об руку. И не обязательно, чтобы там был секс. Иисус прекрасным образом показывает это. Мы читаем Евангелие от Иоанна 15:15
Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что́ делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.
И я уверен, что Иисус говорит здесь о нечто большем, чем просто иметь доступ к моему фейсбучному профилю. Иисус говорит, что «Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.»
Друг — это тот, кто открыт перед тобой, который пускает тебя в сокровенные части своей души, показывает, что происходит у него внутри. Не случайно, когда Иисус скорбел смертельно, то Он взял несколько учеников с Собой на гору помолиться вместе. Они были Его друзьями!
В книге Притчей сказано, что «друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья» (Прит.17:17). Потому что друг знает и любит тебя. Также эта книга показывает, что ты не можешь стать мудрым без друзей (Прит.15:22)
Все из нас нуждаются в друзьях. И холостые, и женатые, и незамужние, и замужние. И если вы, создавая брак, надеетесь, что этот человек — ваш муж или ваша жена — должны полностью удовлетворить ваши потребности в дружбе и общении, то готовьтесь к серьезным конфликтам на почве нереальных ожиданий.
7.2.2. Церковь — место для обретения подлинной близости
Друзья, внутри церкви мы можем испытывать такую особую близость друг с другом. Давайте посмотрим на Евангелие от Марка 10:28-30
И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою. Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради Меня и Евангелия, И не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.
Иисус был уверен, что люди пожертвуют многим ради того, чтобы последовать за Ним. И, вероятно, наибольшая цена будет связана с отношениями внутри семьи, среди родных. Некоторым христианам пришлось пожертвовать практически всей сетью своих отношений ради того, чтобы последовать за Христом.
И для некоторых людей следование за Иисусом будет означать отказ от определенной близости, которую они испытывали прежде. Но посмотрите, что обещает здесь Иисус — Он говорит, что Он восполнит эти потери несравненно большим. И Господь говорит об этом в терминах отношений. Он заверяет, что эти люди даже в этой земной жизни получат особую, лучшую близость вместо потерянной. Даже посреди гонений.
Он говорит, что приходя к Нему, мы обретаем духовную семью, церковь.
Поместная церковь — это духовная семья, куда Бог поместил нас. Мы все братья и сестры друг другу.
И это точно говорит о чем-то большем, чем только о нашем дружелюбии по отношению друг ко другу. Это говорит о нашем духовном единстве. Поэтому мы строим отношения друг с другом как внутри семьи. Послушайте наставление Апостола Тимофею в его 1-ом послании:
Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших — как братьев; Стариц — как матерей; молодых — как сестер, со всякою чистотою.
Первое послание Тимофею 5:1-2
Мы не просто семья. Мы самая близкая семья. Мы не относимся к своим братьям и сестрам по вере, как к каким-то далеким родственникам — типа троюродному дяде или тете. Мы другу другу самые родные, какие только могут быть на земле.
Поэтому наши плотские родственные связи не должны быть определяющими внутри церкви, но определяющим является наша духовная связь. Ведь мы стали родными через кровь Иисуса. Павел здесь не призывает нас отказаться от нашей физической семьи, но Писание призывает нас открыть свой дом, свою семью для других членов нашей большой духовной церковной семьи.
И это поможет безбрачным почувствовать свою принадлежность и полезность. Ведь они могут помогать семейным заботиться об их домочадцах, например проводить детей в школу или отвести их на занятия. И дети будут видеть живой пример взаимодействия внутри церковной семьи.
Родители не способны, даже самые лучшие, дать полноценное представление о церковной семье, даже о полноценной духовной жизни, вне участия поместной церкви, без взаимного проникновения жизней других членов церкви в жизнь их семьи.
Благодаря тому, что мы открыты друг другу, строим дружеские отношения, воспринимаем друг друга как одну большую духовную семью, открываем свои семьи для других — мы начинаем испытывать особую форму близости и интимности, которая совершенно не знакома в этом мире.
7.2.3. Рождение духовных детей
Но есть еще нечто важное. Такая близость возникает между нами по причине работы Евангелия в нашей среде, которое спасает и меняет нас.
Когда мы читаем послание Павла к Титу или Тимофею, то мы можем заметить такие особенные слова Апостола по отношению к ним:
- Тимофею, истинному сыну в вере — 1 Тим.1:2
- Тимофею, возлюбленному сыну — 2 Тим.1:2
- Титу, истинному сыну по общей вере — Тит.1:4
На древнегреческом языке слово «истинный» (гнесиос) относится к законному ребёнку, рождённому в браке. Павел также употребляет здесь слово текнон (ребёнок) вместо слова гуиос (сын), что говорит о том, что Павел участвовал в духовных родах Тимофея. Он называет его своим настоящим ребенком.
Понимаете, Павел родил очень много духовных сыновей.
Поэтому мы, верующие, участвуем в рождении и наставлении духовных детей, в сущности, в духовном родительстве, даже не имея своих физических детей.
А это значит, что в церкви будут люди, которые будут похожи на нас. Потому что мы их духовные родители.
И я говорю это не ради того, чтобы утешить тех, у кого нет собственных детей. А чтобы все мы имели верное представление о нашем призвании. Духовное родительство имеет вечное будущее. Биологическое родительство — не всегда.
Бог может дать тебе милость увидеть, как твои физические дети стали твоими братьями и сестрами по вере, вошли в твою духовную семью. Но такого может и не произойти.
Но все мы, члены церкви, можем быть вовлечены в процесс духовного рождения, наставления, воспитания, взращивания. И это воистину невероятно и удивительно!
Поэтому безбрачие не должно вести к изоляции. И брак не является единственным ответом на слово «не хорошо быть человеку одному». Безбрачие не является приговором к одиночеству. Если несемейные люди живут как одинокие люди, то это их выбор, но это точно не решение, не желание и не замысел Бога.
Бог сотворил нас социальными существами. Бог дает повеление любить всех людей, но там нет повеления обязательно вступить в брак. Другими словами, наши взаимоотношения не ограничиваются только браком.
Итак, безбрачные не обречены быть одинокими.
Сейчас я обращаюсь ко всем несемейным.
Семейные — посмотрите вокруг себя — вы видите сколько таких людей?! Значит нам всем следует продолжить поощрять культуру искренной близкой дружбы в нашей церкви, помогать строить отношения внутри общины как отношения внутри семьи.
Кто, помимо ваших родственников, имеет ключи от вашей квартиры? Кому вы можете доверять, помимо ваших прямых родственников?
Это то, чему учит нас Новый Завет!
Евангелие приходит с ключом от дома. Оно учит открывать наше сердце и наш дом для наших братьев и сестер.
Поэтому, несемейные, не проводите все свое время с холостыми. Развивайте ваши взаимоотношения с семейными. Учитесь у них и помогайте им, и дружите с ними.
Найдите способ послужить им. Например, посидите с детьми, пока муж с женой сходят на свидание. Ужинайте вместе, играйте вместе, планируйте вместе.
Семейные, не замыкайтесь только на других семейных или исключительно на своей семье. Включите в круг своего общения кого-то из холостых и незамужних. И не мучайте их расспросами, когда они женятся. Но приглашайте их на семейный ужин или пикник, или праздник. Проживайте эту жизнь вместе. Помогайте им определиться или найти свой путь в жизни. Пусть у вас в доме будут их тапочки и зубные щетки. Пусть они станут частью вашей семьи, а вы — их! Молитесь за безбрачных — об их сердце, об их вере и об их уповании на Господа в их теперешнем безбрачном статусе.
Братья и сестры, продолжим учиться носить бремена друг друга. Молиться друг за друга. По-настоящему дружить внутри наших малых групп.
Любите и служите друг другу, дорогие мои! Как и говорит Павел в послании к Галатам:
К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя».
Послание Галатам 5:13-14
Читайте продолжение в следующей публикации