Прекрасный Божий подарок
Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю́, что хорошо человеку оставаться та́к. Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения. Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж. Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.
Первое послание к Коринфянам 7:25-40
4. Радости безбрачия
Да, есть трудности, которые связаны исключительно с безбрачием, о них мы поговорим попозже. Сейчас же отметим преимущества или радости безбрачия.
4.1. Свобода от атак общества на твою семью (ст. 25-26)
Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так.
Павел говорит эти слова в условиях притеснений и скорых тяжелых гонений. Безбожное общество всегда старалось ударить верующих побольнее, и наиболее уязвимыми были семейные люди: супругов разлучали, детей отбирали у родителей и т.д. Притеснения родных тебе людей – это серьезная боль и скорбь. Я читал свидетельства христиан, как у них на глазах мучили их родных. Такое даже страшно вспоминать.
Безбрачные же имеют в этом очевидное преимущество. Неженатый не будет испытывать таких страданий, он будет более защищен перед такими испытаниями, потому что не будет бояться нападения на своих домашних, которые так ему дороги, и которых он призван оберегать.
4.2. Свобода от скорбей плоти (ст. 28)
Таковые (те, кто в браке) будут иметь скорби по плоти.
У каждого из нас есть греховная плоть, и мы боремся сами с собой. А теперь подумайте о том, что еще такой же, подобный вам, грешник живет вместе с вами. Вы будете постоянно пересекаться, сталкиваться. С тобой-то одним проблема, а теперь она умножена участием другого.
Греческое слово «скорби» используется также для описания Великой Скорби. Оно буквально означает «давление, гнет, притеснение» (процесс получения сока из винограда).
Поэтому, когда вы женитесь, ожидайте, что «камни полетят с неба, и сильные воды, потопляющие все» придут в вашу жизнь. :-). Брак помещает людей в такие тесные отношения, что они начинают «давить» друг друга, вызывая конфликты, обиды, споры и скорби. Друзья, услышьте меня, пожалуйста — брак не решает проблем – он усиливает их, и он создает новые. Не стоит считать, что брак может раз и навсегда избавить вас от одиночества, дать чувство принадлежности кому-то в этой жизни. Порой супруги могут быть самими далекими друг от друга людьми на земле. Брак создан не для решения твоих проблем, а для служения, для формирования твоего характера, для твоего духовного освящения, для появления благочестивого потомства.
Например, если в семье двое детей – это значит, что одновременно происходит двенадцать различных взаимоотношений между людьми, несхожими по характеру и предпочтениям. Это точно будет создавать массу сложностей.
Нам с вами необходимо пребывать в Духе Святом, чтобы бороться с плотью. Дети же наши живут по плоти, многие из них еще не пережили рождение свыше. И вам придется выстоять в столкновении их плотских похотей с вашими родительскими установлениями.
Быть безбрачным – это значит не иметь скорбей такого рода.
4.3. Свобода для посвящения себя делам Вечности (ст. 29-31)
Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.
Нет ничего вечного в этом мире — все временно. Наши радости, печали, семья, имущество, бизнес, удовольствия – все преходяще. Все это не должно нас захватывать и удерживать от служения Господу. Каждый из нас должен понимать: стоит посвятить себя и свои силы прежде всего — вечности, а не временным вещам. Поэтому мы будем нести Евангелие в этот мир и жить Евангелием, чтобы люди могли познакомиться со Христом, преклониться перед Ним и преображаться в Его образ.
В безбрачии человек не связан преходящими, временными занятиями и свободен посвятить себя делам Вечности.
4.4. Свобода служить Господу без отвлечения (ст. 32-34)
А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.
Семейная жизнь накладывает на человека массу ответственностей, она ограничивает его в личном времени, финансах, возможностях. Неженатый же человек имеет больше времени, а часто и финансовых возможностей, чтобы служить Богу.
Само безбрачие не гарантирует, что человек будет пользоваться этой возможностью: посвящать свое свободное время на служение, жертвовать больше, будучи освобожден от огромного количества нужд и задач. Тем не менее, безбрачный человек имеет такую удивительную и уникальную возможность от Бога.
Человек женатый, напротив, не имеет возможности убежать от семьи ради служения: на нем двойная ответственность – быть верным Богу и быть верным своей семье. В семье необходимо каждый день учитывать нужды домочадцев. Это огромная работа и ответственность – служить каждому, помогать каждому, взращивать каждого. Безбрачие освобождает вас от этой работы. Вы можете посвящать себя самым различным служениям – и не торопиться домой! Вы можете заботиться о Господнем.
Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.
Первое послание к Коринфянам 7:35
Непрестанно служить Господу без развлечения, то есть без разделения в самом себе, без отвлечения на нужды домочадцев – это доступно только безбрачным.
4.5. Свобода от обязанности воспитывать и женить своих детей (ст. 36-38)
Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж. Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше.
Так было всегда: родителям надо воспитать и подготовить своих детей для семейной жизни. Потом помогать им в выборе спутника жизни. После свадьбы ждать внуков – и снова становиться погруженными в заботу о малышах (в качестве дедушки и бабушки). Безбрачный освобожден от этих обязанностей.
4.6. Свобода от брачных уз (ст. 39-40)
Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.
Как-то Руфь Грэм спросили: помышляла ли она когда-нибудь о разводе со своим мужем, Билли Грэмом? На это она сказала: «Развод? Никогда. А вот об убийстве – иногда думала». Женатые люди связаны браком на всю жизнь. Они должны принимать все решения в свете этой реальности.
Читайте продолжение в следующей публикации