Над северо-восточным берегом Галилейского моря находится место, где Иисус произнёс особую серию изречений, которую мы называем Нагорная проповедь. Это природный амфитеатр. Современные звукорежиссёры проверили этот район и пришли к выводу, что большая толпа не будет иметь проблем, чтобы всё услышать.
На вершине холма находится церковь Блаженств. Это восемь сторон, каждая сторона имеет одно из восьми блаженств.
Рядом находится сад, по которому можно бродить вдумчиво и с молитвой. Мемориальные доски — на латыни!
Эти слова Иисуса резко контрастируют с тем, как большинство людей относится к счастью — и как его достичь.
Многие люди, кажется, думают, что блаженства должны читать так:
- Счастливы те, кто имеет высокую самооценку — они сделали это!
- Счастливы те, кто замалчивает свои ошибки — у них будет внутренний покой!
- Счастливы властные и напористые — они добьются своего!
- Счастливы те, у кого сильные личные амбиции — они достигнут своих целей!
- Счастливы неумолимые — они будут впереди!
- Счастливы те, кто в курсе новых идей — у них будет высокая репутация в глазах других!
- Счастливы те, кто уничтожает всякую оппозицию — они оставят свой след в мире!
- Счастливы те, кто оправдывает ожидания нынешнего века — мир окажется у их ног!
Но эти взгляды не являются путём к истинному счастью.
Иисус же говорит, что истинное счастье приходит к тем, кто «нищ духом», «плачет», «кротким», тем, кто «жаждет и ищет праведности», «милостив», «чист сердцем», «миротворец» и «гоним».
Мы привыкли рассматривать счастье как нечто личное. Оно должно замкнуться на нас. Ведь это кажется таким простым, понятным и логичным, неправда ли?!
Таким образом, мы ищем пути, чтобы организовать или перестроить наше окружение и обстоятельства — так, чтобы мы были счастливы. Исходя из этого, люди предположили, что, если они несчастны, то это из-за этой плохой стиральной машины, этого потрёпанного сердца, этого жалкого человека, с которым я живу… Они верят, что станут счастливыми, если каким-то образом изменят свою жизнь.
Кто-то спросил Рокфеллера, сколько денег потребуется, чтобы сделать его счастливым. Он ответил: «Ещё немного! Ещё немного!»
Это становится бесконечным квестом. Мы полагаем, что счастье должно быть полно веселья, смеха и самореализации нашей личности — без страданий, скорби и лишений. В этом квесте каждый за себя. В результате борьбы за «выживание наиболее приспособленных» (будь то на международной арене или в какой-то местной «крысиной гонке») иллюзорный пузырь, похоже, исчезает перед нами. И что нам с этим делать? Мы ставим под сомнение наши методы, нашу «систему», но не наши основные предположения — и мы продолжаем бежать в этой бесплодной гонке за счастьем.
Наша проблема в том, что мы сделали счастье самоцелью, а не побочным продуктом чего-то другого. И мы моделируем наши надежды на тех, кто разыгрывает роль счастливого человека — с правильным макияжем и реквизитом и с достаточным количеством «дублей», чтобы выглядеть счастливыми и умиротворёнными — даже когда факты говорят нам, что этот имидж счастливого человека отсутствует в их реальной жизни. Неудивительно, что наш квест заканчивается разочарованием и беспокойством (frustration and anxiety.)
Так что же такое настоящее счастье? В Евангелии от Иоанна 17.3 Иисус сказал:
Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.
Иоанна 17:3
Иисус говорил о качественной жизни, а не просто о продлении жизни. Оно сосредоточено не на нас самих, а на Боге. Это результат хороших отношений с Богом. Истинное счастье находится в нашей жизни с Богом и по Его замыслу! Счастье — удел тех, кто является частью Его Царства!
Позже в Нагорной проповеди мы слышим, как Иисус говорит им не беспокоиться, а «искать прежде всего Царства вашего Небесного Отца и Его праведности, и это всё приложится вам.» (Мф. 6.33).
В этом секрет счастья, которое никакие внешние обстоятельства не могут отнять у нас!
Больше о счастье читайте в моей новой книге «Вот твоё счастье».