Боевые искусства и самозащита
Кроме обеспокоенности связанной с религией и философией Востока, другой проблемой, с которой христианину приходится сталкиваться – может ли христианин применять физическую силу в целях самозащиты? Христиане имеют разные мнения по этому вопросу.
Путь непротивления
Христианские пацифисты считают, что причинение вреда другим людям всегда неправильно, не важно при каких обстоятельствах. Эти же принципы, подчёркивающие пацифизм, лежат в основе непротивления – позиции, заключающейся в том, что любой вид самозащиты неправилен. Такой взгляд обычно основывают на примере жизни и учения Иисуса Христа.
В соответствии с христианским пацифистом Джоном Иодером, Иисус отвергал существующее тогда политическое состояние дел и учил радикальной форме ненасилия. Центральным в учении Христа, говорит Иодер, была Его библейская заповедь «обратить другую щёку», когда столкнёшься с насилием (Мф. 5:38-48).
По мнению Иодера, путь победоносной жизни заключается в воздержании от игры в социополитический контроль. Иисус раскрывал тщетность насилия, пропитывающего существующую тогда мировую систему, через противостояние его наклонностям даже до смерти. Отсюда, христианам необходимо отказаться от мирских методов насилия и последовать за своим Спасителем на крест (Мф.26:47-52).18
«Обратить другую щеку» — всегда ли?
Мы не считаем пацифизм (или непротивление) основной мыслью учения Христа в Мф. 5:38-42. Не считаем мы также, что Христос учил «подставить другую щеку» фактически в любых обстоятельствах. Даже Христос не буквально подставил другую щеку, когда его ударил член Синедриона (Ин. 18:22-23).
Причиной для Его учения был тот факт, что Иудеи считали удар в лицо таким же оскорблением, как и плевок в лицо. Принцип, который раскрывается в Нагорной проповеди представляется так, что христиане не должны отвечать тем же, когда они оскорблены или оклеветаны (ср. Рим. 12:17-21). Такие оскорбления не угрожают личной безопасности христианина. Вопрос отвечать оскорблением на личное оскорбление, тем не менее, не сравним с вопросом защиты кого-либо от грабителя или использования женщиной боевых искусств против насильника.
В свете примера Христа, человек должен помнить, что Его личное непротивление кресту было связано с Его уникальным призванием. Он не отвергал Своего креста, потому что это было Божья воля для Него, чтобы исполнить Свою пророческую роль как искупительного Агнца Божия (Мф. 26:52-56). Во время Своего служения, тем не менее, Он уклонялся от ареста, потому что время, уготованное Богом для Его смерти, ещё не наступило (Ин. 8:59). Поэтому уникальное непротивление Христа во время страстной недели не позволяет нам говорить против самообороны.
Библейское основание самозащиты
Хотя Библия хранит молчание о азиатских боевых единоборствах, всё же в ней содержатся записи сообщений о сражениях и войнах. Божье провидение в войне объясняется Его именем – YHWH Саваоф («Господь сил» или «Господь Вождь боевых сил» – Исх. 12:41) Бог описывается как Всемогущий вождь боевых сил израильтян. Бог, Господь всех сил, воздвигал воинов среди израильтян, которых называли шофетим (спаситель-избавитель): Самсон, Девора, Гедеон и многие другие были помазаны Духом Божиим для того, чтобы вести войны. Новый Завет одобряет ветхозаветных воинов за их военные подвиги веры (Евр. 11:30-40). Кроме того, и это очень существенно, несмотря на то, что имелась такая возможность, никто из новозаветных святых – даже Иисус – не наставляет новообращённого из военных в том, что ему необходимо было оставить своё место службы (Мф. 8:5-13; Лк. 3:14).
До Своего распятия, Иисус открыл Своим ученикам будущую враждебность, которую они должны были встретить, и поощрил их продать свои верхние одежды и купить меч (Лк. 22:36-38; ср. 2 Кор. 11:26-27). Здесь слово «меч» (максаиран) означает «кинжал или короткий меч», который обычно включался в снаряжение иудейского путешественника как средство защиты против грабителей и диких животных.»19 Исходя из этого, становится совершенно ясно, что Иисус одобрил самозащиту.
Самозащита может фактически происходить в результате проявления величайшего примера любви. Христос сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.» (Ин. 15:13). Когда, защищая свою семью или ближнего, христианин бескорыстно рискует своей жизнью ради другого.
Покойный Франсис Шаффер сказал это следующим образом:
Библия ясно говорит о том, что мне необходимо любить моего ближнего как самого себя, так как это должно, практическим образом, посреди этого падшего мира в конкретный момент истории. Поэтому я не пацифист. Пацифизм в этом бедном мире, в котором мы живем – этом потерянном мире – означает то, что мы проходим мимо людей, которые нуждаются в нашей помощи…Я наталкиваюсь на большого сильного мужчину, избивающего подростка до смерти. Я попрошу его остановиться. Предположим, он откажется? Что тогда будет означать проявить любовь? Любовь подразумевает, что я остановлю его любым путем, которым могу, включая конечно и нанесение ударов. Для меня это не только необходимость исходя из гуманности, — но это также верность Христовым заповедям о христианской любви в падшем мире. А что касается маленькой девочке? Если я ее остановлю наедине с хулиганом, то тогда я отвергаю истинный смысл христианской любви – ответственность за моего ближнего.20
Дж.П.Морелэнд и Норман Гислер более того говорят, что «дать свершиться убийству, когда у тебя есть возможность предотвратить его, является морально неправильным. Позволить свершиться изнасилованию, когда ты можешь поприпятствовать этому, является злом. Наблюдать за актом жестокости по отношению к детям безо всякой попытки помешать этому является морально непростительным. Вкратце, несопротивление злу является грехом упущения, а этот грех может быть таким же грехом как если ты сделаешь этот грех. Всякий человек, который отказывается защитить свою жену и детей от напавшего на них преступника с точки зрения морали фактически изменяет им.»21
Мы утверждаем то, что Писание разрешает христианам использовать самозащиту против преступности и несправедливости. Если самозащита оправдывается Писанием до тех пор, пока она совершается без применения излишнего насилия, то тем более боевые искусства (физическая сторона только).22
Читайте продолжение в следующей публикации