(Ирвин Де Кастро, Б.Дж.Оропеза, Рон Роудес)
Вопросы проницательности
Две вещи беспокоят христиан, когда вопрос касается их участия в боевых искусствах – обе связаны с восточными корнями происхождения единоборств – медитация и использование так называемой чи-силы. Потому что эти элементы присутствуют сегодня в некоторых боевых искусствах, то необходимо иметь правильный взгляд на них.
Медитация
В контексте боевых искусств, медитация обычно связана с теми упражнениями, которые включают в себя: «фокусирование внимания неаналитическим путем сосредоточения или в экспансивной манере, которое может привести к изменению в сознании, возрастанию самосознания и внутреннего просвещения или комбинация этих психологических факторов.»11 Это означает, что усердное занятие медитацией «ведет к недуалистическому состоянию ума, в котором различие между субъектом и объектом исчезают и человек, начинает становиться одним с «богом» или «абсолютом», условности подобно времени и пространству переступаются…И, наконец, достигается стадия, которую религия объясняет как спасение, освобождение или полное просветление.»12
Христианин, конечно, не должен принимать участие в таких формах медитации – по крайне мере по трем причинам. Во-первых, ее цель состоит в том, чтобы обеспечить человеку путь к конечной истине и свободе через явно человеческие усилия, таким образом, она поддерживает идею самоспасения человека, которая находится в противоречии с тем, чему Библия так ясно учит (Еф. 2:8-9). В спасении по делам игнорируется падшая природа человека (Рим. 3:10-12) и отвергается заявление Христа о Себе Самом как о единственном пути спасения (Ин. 14:6).
Во-вторых, цель восточной медитации – трансформация состояния разума человека в монистический («всё в одном»), если не совершенно в пантеистический («всё — Бог»). Это точка зрения, которая прямо противоположна библейскому теизму. Последний признает неизменное различие между личностью Бога-Творца и Его творения (Ис .44:6-8; Евр. 2:6-8).
В-третьих, такое изменение состояния самосознания может открыть доступ к духовному опустошению и обману силами тьмы. Только это должно послужить тому, чтобы отговорить любого христианина от участия в восточных формах медитации.
К счастью, не все школы боевых искусств используют такую медитацию. Один учёный заметил, что в различных школах, особенно в Америке, очень небольшое число людей оценивают формальную медитацию как дополнительный метод по пониманию ценности сущности или достижения оптимального психологического развития (просветления).13 Это подчеркивает наш пункт о том, что выбор правильного инструктора является, безусловно, решающим.
К тому же, мы должны отметить, что не все инструкторы боевых искусств понимают медитацию таким же образом. Для некоторых, медитация представляет собой ничего более чем отстранение от случайных мыслей и других вещей, отвлекающих внимание, иначе это может сильно повредить личности во время практических занятий. Такая разновидность медитации обычно лишена мистицизма и немного отличается от сосредоточенного концентрирования баскетболиста, готового бросить мяч с трёх-очковой линии или игрока в гольф, намеривающегося попасть в лунку.
Хотя эта последняя форма «медитации» необязательно вредна или антибиблейская, однако необходимо провести различие между ней и библейской медитацией. Писание определяет медитацию как способ выражения верующим целенаправленного созерцания Бога и размышления о Нём и Его Слове (Иис.Н. 1:8; Пс. 1:2).
Чи(Ки) Сила
Разные мастера боевых искусств утверждают, что обучение как развивать и использовать чи – мистическую силу, которая пропитывает всю Вселенную – является основным способом достижения высокого профессионализма в боевых искусствах. Некоторые считают, что «в азиатской системе боевых искусств, чи управляема силой воли для использования особых преимуществ тела, — явные паранормальные проявления большой ловкости, силы и контроля.»14
Практически каждый признаёт, что традиционная концепция чи глубоко укоренилась в восточной религии и философии. «На Востоке мы применяем слово ки («чи») для состояния, которое является также действительным состоянием вселенной», писал ведущий авторитет по айкидо Койчи Тохей. «Ки не имеет начала или конца; её абсолютная величина не возрастает не уменьшается. Мы одно со Вселенной и наши жизни являются частью жизни вселенной.»15 Понимание Тохейном чи, находится в согласии со взглядами других мастеров боевых искусств, сильно соответствует монистическому и пантеистическому мировоззрению. Как было отмечено выше, это несовместимо с историческим христианством.
Однако, необходимо объяснить вопрос сверхчеловеческих возможностей, которые обычно присущи чи, такие как разбивание больших кусков льда одним ударом. Некоторые считают, что здесь существует только одно объяснение – чи-сила. Другие на противоположной стороне спектра , тем не менее, считают такие проявления результатом строгих мер по улучшению физической формы и хорошей техники, иногда совмещаемых с определенными элементами хитрости (например, подтаявшие кусочки льда из-за протянутой рядом проволоки). Несколько мастеров полагают, что возможно, в это вовлечены определённые биологические реакции – например, такие как всплеск адреналина.16
Мастер боевых искусств христианин Кит Ятц предположил, что так как такие феноменальные способности развивались веками внутри восточных культур, то «объяснение этого феномена, часто совершается с использованием мистических, теологически-пантеических понятий.» В действительности, утверждает Ятц, эти умения «просто данные Богом скрытые возможности человеческого разума и тела.»17
Несмотря не такое альтернативное объяснение, мы считаем, что христианам необходимо избегать всякие, связанные с чи, занятия, которые предполагают повышение способности раскрывать, обращаться и выпускать эту мистическую силу. Древние эзотерические практики, особенно такие, которые предназначены для усиления описываемой мистической энергии, не могут иметь место в христианской жизни. Более того, сохраняется возможность, что в некоторых случаях, сверхъестественные способности могут быть связаны с демонической силой.
Сейчас, мы признаём, что были попытки некоторых христианских мастеров боевых искусств определить чи так, чтобы сделать её совместимой с христианским мировоззрением (некоторые, например, утверждали, что чи – это сила Святого Духа). В лучшем случае, однако, такие попытки только скрывают за облаками рассматриваемую проблему. Использование восточного религиозного понятия, в то время как было изменено его историческое значение, сильно похоже на практику нехристианских религий, когда они применяют христианскую терминологию и вкладывают отличное значение в слово (последователи движения «Новый Век», к примеру, определяют христианское понятие «рождение свыше» в значении реинкарнации). Такая семантическая манипуляция только служит для того, чтобы скрыть реальную и имеющую место опасность использования чи.
Читайте продолжение в следующей публикации