10 У людей ли я ныне ищу благоволения или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.
Послание Галатам 1:10-24
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, 12 Ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее, 14 И преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. 15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил 16 Открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, 17 И не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. 19 Другого же из Апостолов я не видел [никого], кроме Иакова, брата Господня.
20 А в том, что́ пишу вам, — пред Богом, не лгу.
21 После сего отошел я в страны Сирии и Киликии.
22 Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, 23 А только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, — 24 И прославляли за меня Бога.
Церкви часто просят членов поделиться своим свидетельством на служении или молитвенном собрании, и здесь мы прочитали свидетельство самого апостола Павла. Эти слова – часть рассказа из Галатам 1:10-2:21, который часто называют автобиографическим разделом послания, поскольку Павел рассказывает о своем обращении и раннем христианском опыте. Это не редкость для Павла; мы находим, что он говорит о своём собственном обращении и опыте в Деяниях 22:2б-21 и 26:4-23. И здесь, как в Деяниях, Павел не делится своим свидетельством для всеобщего вдохновения и не указывает нам на себя. Он использует это, чтобы опровергнуть утверждения людей, которые хотят подорвать его послание, и он хочет, чтобы всё это указывало на Бога удивительной благодати.
Претензии к Павлу
Своим рассказом о своем обращении Павел защищает себя от трёх атак «смущающих людей» (ст.7), нападающих на него и на евангельское послание.
Во-первых, Павел опровергает идею о том, что он пришёл к своему посланию Евангелия через своё собственное размышление, рассуждение и мышление. Он рассказывает, что до своего обращения он был «сильно» враждебен церкви и христианству (ст.13). Он хотел «уничтожить его». Не было постепенного процесса рассмотрения, обсуждения, пересмотра. Не было никакого способа, чтобы христианское послание Павла было продуктом его собственного размышления. Скорее, это была точная противоположность того, куда он шёл.
Павел до своего обогащения был так агрессивно настроен против Христа, что даже наблюдение за верой и уверенностью христианских мучеников не оказало на него никакого влияния (Деян.7:54-8:1). Его опыт является убедительным доказательством того, что его обращение произошло через прямое откровение. Как показывает нам Деяния 9:1-9, воскресший Иисус Сам встретился и наставлял Павла непосредственно. У Павла не было какого-то транса или особенного сна. Христос был там во времени и пространстве, поскольку даже другие люди с Павлом признали присутствие Кого-то (Деян.9:7). Итак, Павел стал Апостолом с большой буквы, как другие близкие ученики Христа стали прежде (Гал.1:17).
Во-вторых, Павел опровергает утверждение о том, что его послание Евангелия было получено от других, от христианских лидеров в Иерусалиме. «…Я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам» (стихи 16-17). Прошло три года между обращением Павла и его первым путешествием в Иерусалим (ст.18-19), и даже тогда он не получил инструкций от них каким-либо образом.
Повторное упоминание Павлом апостолов в Иерусалиме предполагает, что «смущающие люди» (ст.7) утверждали, что Павел просто получил свое евангельское послание из этой «штаб-квартиры». Это позволило бы им спорить: нас также обучали в штаб-квартире в Иерусалиме. И мы знаем, что Павел не рассказал вам всю истину. Есть ещё, что вам следует делать, чтобы быть приятными Богу.
В-третьих, Павел показывает, что Богом данное ему Евангелие было «проверено» посланием, которое другие апостолы получили от Бога. Петр (ст.18), Иаков (ст.19) и церкви Иудеи (ст. 22) были среди тех, кто «прославляли… Бога» (ст. 24) за то, что Он сделал для Павла, и за послание, которое Он дал Павлу. Он не получил свое поручения или послание от других апостолов; но его послание согласовывалось с тем, что получили другие апостолы от воскресшего Господа (Лук.24:45-49).
Таким образом, объяснение Павла устраняет такие претензии, как:
— Вот что Павел думает, вот что мы думаем, и это справедливо;
— Послание Павла прекрасное, но неполное;
— Послание Павла — это просто его послание — это не то, чему учит Церковь в Иерусалиме.
Но свидетельство Павла не только утверждает его авторитет как учителя Евангелия. Оно также иллюстрирует некоторые аспекты того, что такое Евангелие благодати. И это послание прекрасно нам в этом помогает. Это послание показывает нам, что Евангелие благодати должно быть на каждом шагу христианской жизни. Павел будет продолжать возвращаться к нему, как и мы: в нашей жизни, в наших молитвах, наших мыслях, нашем благовестии, нашей проповеди и учении.
Удивительная благодать: Кем был Павел
Павел был человеком, совершившим много ужасных вещей. Он «жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее» (ст.13). К тому времени, как Иисус встретил Павла по дороге в Дамаск, он убил много невинных людей. Он собирался арестовать и посадить в тюрьму ещё больше. Он был полон ненависти. И всё же Павел был также весьма религиозным человеком. Он много лет пытался жить по еврейским обычаям и традициям. Он говорит, что он превзошел почти всякого из своего поколения («более многих сверстников в роде моем», ст.14), будучи ревностным в достижении моральной праведности (ст.14). И все же это не сделало его правым перед Богом или оправданным Им.
До этого момента в послании нам не говорили о характере учения «смущающих людей», которые желали «превратить Благовествование Христово» (ст.7), но вот у нас первый намек. Позже мы увидим, что они поощряли христиан-язычников полностью обратиться в иудаизм и соблюдать все законы Моисея о диете и одежде, в том числе обрезание (ст.2:12,3:5,6:12). Но Павел говорит: «Я уже был там и делал это! Я знаю всё на эту тему! Вы не можете сделать себя приемлемым для Бога самым усердным и тщательным следованием моральным, этическим или культурным законам».
До обращения Павел был великим хранителем религиозных правил, и он их хорошо знал. Он был полон гордости. И всё же, несмотря на всё это, он был не только спасён Христом, но и призван стать проповедником и лидером евангельской веры. Его рассказ является мощным свидетельством сердцебиения христианства — Евангелия благодати.
Благодать — это свободная, незаслуженная милость Бога, влияющая на ум и сердце, чтобы изменить жизнь. Нет более ясного примера, чем сам Павел, что спасение — только по благодати, а не через наши моральные и религиозные потуги. Хотя грехи Павла были огромными, он всё же был призван. Опыт Павла ясно показывает, что Евангелие — это не просто «религия», как её обычно понимают. Евангелие вызывает нас из религии так же, как и из нерелигиозности. Никто из нас не является настолько хорошим, чтобы ему не нужна была благодать Евангелия и не настолько плох, чтобы он не мог получить благодать Евангелия. Павел был глубоко религиозным, но ему нужно было Евангелие. Павел был глубоко испорчен, но всё же его можно было достичь Евангелием. Как однажды сказал К. Льюис: «Христианство должно быть от Бога, потому что кто бы ещё смог это придумать?!».
Удивительная благодать: Что делает Бог
Смотря назад, Павел теперь может увидеть, что Божья суверенная благодать действовала в его жизни задолго до его фактического обращения. Когда Апостол говорит «Бог, избравший меня от утробы матери моей» (ст.15), он имеет ввиду, что благодать Божия формировала и готовила его всю жизнь ради того, к чему Бог намеревался призвать его.
Это невероятно. Павел сопротивлялся Богу и сделал так много ошибок (см. Деяния 26:14), но Бог аннулирует все его намерения и использует его опыт и даже его неудачи, чтобы подготовить его сначала к обращению, а затем чтобы стать проповедником язычников (ст.16). Ветхозаветное знание; рвение; тренировка; усердие, с которым он жил, чтобы противостоять Богу и Его церкви (ст.13) — всё это было использовано Богом, чтобы сокрушить его и приготовить к тому, чтобы стать Божьим инструментом для построения Его церкви. Бог всё время работал в жизни Павла, чтобы сделать его созидателем веры, которой он противостоял (ст.23).
Это основная тема в Библии. В книге «Бытие» Иосиф сказал своим братьям, что их старание отвергнуть его как избранного Божьего избавителя (в котором они даже дошли до того, чтобы попытаться убить его, а затем успешно продали его как раба (Быт.37:5-8,19-20)) — фактически был средством сделать Иосифа их избавителем (Быт.50:19-20). Апостолы утверждали, что люди, которые пытались противостоять Иисусу, служили только в Божьих целях (Деян.2:23,4:27-28). Однажды вся оппозиция Богу будет открыта и обнажена полностью, и это только подтвердит, что она содействовала Божьему замыслу.
В главе 9 своей духовной автобиографии «Настигнут радостью» Клайв Льюис рассказывает о своем школьном учителе Киркпатрике, прозвище которого было «Великий придира». Он был яростным спорщиком и обладал хорошей логикой, который учил Льюиса, как строить аргументацию и создавать веские аргументы. Киркпатрик был атеистом, и он намеревался укрепить Льюиса в его собственном неверии. Но спустя годы, когда Льюис стал христианином, оказалось, что «Великий придира» хорошо обучил его, чтобы он стал одним из величайших защитников христианской веры в XX веке.
Евангелие дает нам очки, через которые мы можем посмотреть на свою собственную жизнь и увидеть, как Бог готовит и формирует нас (даже через наши собственные неудачи и грехи) для того, чтобы стать сосудами Его благодати в мире.
Так почему всё это произошло? Почему Бог избрал, подготовил, а затем призвал Павла — гордого гонителя Его церкви? Было ли это потому, что Павел каким-то образом угодил Богу? Нет, это было просто потому, что «Бог… благоволил» сделать это (ст.15). Бог послал Свою любящую милость Павла не потому, что он был достоин этого, а просто потому, что Бог наслаждался этим и находил в этом удовольствие для Себя. Так Бог всегда работал. Моисей рассказывает народу Божьему, Израилю, следующее во Второзаконии 7:7-8:
7 Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, ибо вы малочисленнее всех народов, 8 Но потому, что любит вас Господь.
Бог не любит нас, потому что мы Ему пригодны или полезны. Он любит нас просто потому, что Он любит нас. Это единственная любовь, в которой мы можем быть абсолютно уверенными, потому что это — единственная любовь, которую мы не можем потерять. Это благодать.
Вопросы для размышления
1. Вы когда-нибудь думали, что заслуживаете Божьей благодати? Что побуждает вас так думать?
2. Как Евангелие благодати освобождает вас от гордости и от вины?
3. Смотря на свою жизнь до обращения, видите ли вы как Бог работал в вашей жизни, чтобы вы могли служить Ему сейчас?