1 Павел Апостол, [избранный] не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых, 2 И все находящиеся со мною братия — церквам Галатийским:
Послание Галатам, 1 глава
3 Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, 4 Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; 5 Ему слава во веки веков. Аминь.
6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, 7 Которое, [впрочем], не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. 9 Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.
Уникальность Евангелия
Возможно, самым ярким аспектом начала послания к Галатам является тон Павла и замысел, который находится за ним. Он удивлён. И он также выглядит сердитым. Его язык, почти с самого начала, чрезвычайно силён. Обычно послания Павла после его приветствия переходят к благодарению тем, кому он пишет (см., например, Филиппийцам 1:3-8, Колоссянам 1:3-8, 1 Коринфянам 1:4-9). Здесь он просто говорит: «Удивляюсь …» (стих 6а). Почему он такой эмоциональный?
Дезертирство
Во-первых, Павел удивлен, потому что эти молодые христиане принимают Евангелие, которое на самом деле не является Евангелием (ст.7), поэтому они находятся в огромной опасности. Они находятся в «путанице» (ст.7б).
Во-вторых, он негодует на тех, кто вводит в заблуждение новообращённых церкви — на тех, кто «пытается извратить Евангелие» (ст.7б). Он призывает на них анафему (ст.9).
Ана́фема от греческого ἀνάθεμα — «отлучение».
Косвенно он также огорчен самими галатийскими христианами, предупреждая их, что они оставляют Бога, Который их призвал (ст.6б). Это серьёзное обвинение!
Мы увидим, по мере чтения этого послания Павла, что причиной его огорчения была группа лже-учителей, которые учили новообращённых из язычества христиан, что они обязаны соблюдать еврейские культурные обычаи закона Моисеева — законы питания, обрезание и остальное из церемониального закона, чтобы по-настоящему угодить Богу. Для галатов, это, вероятно, не казалось каким-то радикальным отличием от того, чему их научили изначально. Несомненно, весь смысл христианской жизни — быть угодным Богу! Но Павел говорит им: это абсолютный отказ от всего, чему я научил вас.
Он не скупится на удары! Но если мы верим так же или в то же, что и Павел, если мы исповедуем то же Евангелие, что исповедовал Павел, мы сможем понять его поведение. Если галаты действительно отвернутся от Бога и примут Евангелие, которое вовсе не является Евангелием, то их состояние опасно. Тревога и гнев, выраженные Павлом, такие же как у любого любящего родителя или друга, когда их ребёнок или друг оказываются в серьёзном заблуждении.
Права Павла говорить
Но кто же такой Павел, что мог таким образом писать этим христианам?
«Апостол» (ст.1) — человек, который был послан с непосредственным божественным авторитетом. Греческое слово апостолос означает «посланный». Послание Павла «не человеками и не через человека» указывает на уникальность первых апостолов. Те, кто сегодня призван к служению Святым Духом, призван через «человеков». Главная причина их служения — это призыв Иисуса, и верховной властью для их служения является слово Иисуса в Библии. Но они назначаются «человеками». Греческое слово «dia» означает «посредством» или «через», как в нашем слове «диаметр». Это означает, что хотя служители в конечном итоге получают призыв от Бога, они призываются через посредников — других служителей-людей или через подтверждение церковной общины и т.д.
Павел утверждает, что он получил нечто особенное, важное, принципиальное. Он говорит, что не получил свое апостольство от кого-либо из людей. Ни один другой апостол не направил его. Он был определён и обучен непосредственно самим воскресшим Иисусом (см. Деяния 9:1-19).
Во-вторых, в стихах 8-9, Павел говорит, что он был отправлен с особым божественным посланием — Евангелием. Это означает, что его божественное учение является стандартом для определения или выяснения, что является ортодоксальным, а что еретическим, как он говорит в стихе 9: «кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема». Даже апостол не может изменить, пересмотреть или добавить к посланию Христа. То, что он говорит, не является результатом его изучения, исследований, размышлений и мудрости. Евангелие дано Богом, и оно неизменяемо и неизменно.
Мы можем подумать: есть ли сегодня апостолы? Нет, в полном смысле, как Павел и Двенадцать. В ранней церкви другие назывались «апостолами церквей» (например, 2 Коринфянам 9:3). Варнава был «отправлен» в Антиохию, и в этом смысле был «апостолом» (Деяния 11:22, см. также Деяния 14:14). Однако, в то время как они были посланы как миссионеры, они были направлены другими, подлинными Апостолами или церквями — «человеками». Варнава никогда не встречал воскресшего Христа; он никогда не учился и не был наставляем в Евангелии воскресшим Христом лично, как Павел и Двенадцать. Таким образом, мы можем назвать людей, у которых есть уникальные дарования к руководству, тогда и сейчас, как апостолы с маленькой буквы. Но Павел — Апостол с большой буквы. Потому что Его служение инициировано непосредственно лично Воскресшим Иисусом Христом. Апостолы с большой буквы имели и обладали абсолютным авторитетом. То, что они написали, — это наше Писание.
Что такое Евангелие?
И поэтому этот божественно назначенный Апостол напоминает галатийским христианам свое ясное божественное послание — Евангелие. В самом начале послания он дает им быстрый, но довольно всеобъемлющий, план евангельского послания:
Кто мы
Беспомощные и потерянные. Вот что означает слово «избавить» в стихе 4. Другие основатели религий пришли учить, а не спасать. Иисус был великим учителем, но когда Павел даёт нам это краткое описание служения Иисуса, он не упоминает об этом вообще. Обычный человек на улице считает, что христианин — это тот, кто следует за учением и примером Христа. Но Павел считает, что это невозможно. В конце концов, вы не спасаете людей, если они не находятся в состоянии потерянности и беспомощности! Представьте, что вы видите утопающую женщину. Ей не поможет, если вы бросите ей руководство по плаванию. Вы не бросаете ей какое-то учение — вы бросаете ей верёвку. И Иисус не столько учитель, сколько Спаситель. Потому что это то, что нам больше всего нужно. Ничего из того, кто мы или что мы делаем, не может спасти нас. Это то, что богословы называют «духовной неспособностью».
Что сделал Иисус
Как Иисус спас нас? Он «отдал Себя Самого за грехи наши» (ст.4а). Он совершил жертву, которая носила заместительный характер. Слово «за» означает «от имени» или «вместо». Замещение — это то, почему Евангелие настолько революционно. Смерть Христа была не просто всеобщей жертвой, но и замещающей. Он не просто купил нам «второй шанс», давая нам еще одну возможность, чтобы мы исправили свою жизнь и оказались правыми в глазах Бога. Он сделал всё, что нам нужно, но что мы не можем сделать сами. Если смерть Иисуса действительно явилась оплатой за наши грехи от нашего имени, мы никогда не сможем вернуться к осуждению. Почему? Потому что тогда Бог получит две платы за один и тот же грех, что несправедливо! Иисус сделал все, что мы должны были сделать, вместо нас, поэтому, когда Он стал нашим Спасителем, мы стали абсолютно свободны от наказания или осуждения.
Что сделал Отец
Бог принял труд Христа ради нас, воскресив Его «из мертвых» (ст.1) и даровал нам «благодать и мир» (ст.3), которые Христос завоевал и приобрел для нас.
Почему Бог это сделал
Всё это было сделано по причине Его благодати — не из-за чего-то, что сделали мы, а «по воле Бога и Отца нашего» (ст.4г). Мы не просили о спасении, но Бог по Своей милости запланировал то, чего мы не осознали, что нам нужно, и Христос по Его милости (ст.6) пришёл для спасения, которого мы никогда не смогли бы сами достичь.
Нет никаких указаний на какую-либо другую мотивацию или причину для миссии Христа, кроме воли Бога. В нас нет ничего, что заслуживает этого. Спасение — сущая благодать.
Вот почему единственный, кто получает «славу навеки» — это только Бог (ст.5). Если бы мы внесли свой вклад в наше спасение … если бы мы спасли себя … или если Бог увидел что-то, заслуживающее спасения или полезное для Его плана, в нас … или даже если бы мы просто взывали о спасении, основанном на наших собственных рассуждениях и понимании … то мы могли бы похлопать себя по спине за ту часть, которую мы сыграли в нашем спасении.
Но библейское Евангелие — Евангелие Павла — предельно чётко утверждает, что спасение, от первого до последнего, — это Божье дело. Это Его призвание; Его план; Его действия; Его работа. И поэтому Он заслуживает всей славы всегда и во всякое время.
Эта весьма смиряющая истина легла в основание христианства. Мы любим быть нашими собственными спасителями. Наши сердца любят создавать славу для себя. Поэтому нам нравятся и кажутся чрезвычайно привлекательными идеи о самоспасении независимо от того, являются ли они религиозными (соблюдайте эти правила, и вы заработаете вечное благословение) или светскими (хватайтесь за эти вещи, и вы испытаете благословение). Евангелие приходит и переворачивает всё на 180 градусов. В нём говорится: «Вы находитесь в таком безнадежном состоянии, что вам нужно спасение, которое вы никак не сможете сами заполучить или совершить». И затем оно говорит: «Бог в Иисусе приготовил спасение, дающее вам гораздо больше, чем любое ложное спасение, которое ваше сердце может любить или за которым гонится сейчас».
Павел напоминает нам, что Евангелие одновременно смиряет нас и возвышает, намного больше чем мы могли бы предположить. И слава за это, справедливо, вся идет к «нашему Богу и Отцу … во веки веков. Аминь» (ст.5).
Вопросы для размышления
1. Тон начала послания Павла напоминает нам, что христианская вера — это вопрос как сердца, так и головы, как чувств, так и интеллекта. К чему это поощряет Вас?
2. К чему этот текст побуждает Вас? Бывает ли Вам трудно принять авторитет апостольского Нового Завета? Почему?
3. Как бы вы объяснили Евангелие тому, кто сегодня спросил вас, во что вы верите?