А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.
1 Коринфянам 7:32-35
«Я одинока и в депрессии, мне трудно мотивировать себя что-либо делать». Оля сидела в церковном офисе и плакала. «Во мне растет гнев и отчаяние. Мне все труднее контролировать свои эмоции. Я стала отдаляться от своих подруг и церковного общения. Все мои подруги уже замужем. Люди в церкви постоянно спрашивают меня, когда же я выйду замуж. Я уже не знаю, что им отвечать. Я понимаю, что они желают мне доброго, но их вопросы ведут меня к еще большей депрессии. Мне кажется, что мне нигде нет места. Мне не получается найти подходящую малую группу»
Оля одна из многих многих женщин, которая испытывала глубокие внутренние страдания от своего незамужнего состояния. Она точно не любила свое безбрачие. Ей уже было 38 лет, и она подошла за пасторской помощью, сознавая, что ей неприятно и трудно переносить ее состояние. Она воспринимала, что это влияет на все сферы ее жизни, и она не знала, как с этим справиться.
Внутри церкви ей казалось, что она не встречает ни принятия, ни ободрения. Но как будто бы всё и все давили на нее, чтобы она поскорее нашла мужа и тогда бы могла спокойно общаться с другими женщинами ее возраста.
Она была готова искать мужа заграницей, через интернет, через каких-то случайных знакомых, потому что ей казалось, что ее поезд уже уходит, и ей надо срочно выйти замуж. Ее знакомые говорили какие пустые ободрения, давали какие-то невыполнимые обещания, рекомендации, колкие и глупые шутки. Все это укрепляло ее болезненное восприятие своего незамужнего состояния.
Проблема Оли была не в том, что она была незамужем, но в том, что она не испытывала удовлетворения в своем нынешнем состоянии.
Будучи пастором уже столько лет, я не раз замечал, что безбрачие воспринимается как нечто негативное или ущербное большинством церковных людей. Поэтому незамужние девушки нередко спрашивают сами себя: «А что со мной не так?», — а их подруги и друзья, часто полагают, что обязательно есть какая-то скрытая проблема, почему они до сих не замужем.
1. Что не так в незамужнем состоянии?
Я обычно спрашиваю у сестер, которые подошли за советом, что плохого в их нынешнем состоянии? Вот какие объяснения, обычно, они дают, которые показывают, почему они воспринимают себя неполноценными
1.1. Неправильные представления на личном уровне
1. Я не замужем, значит что-то со мной не так
Церковное сообщество нередко рассматривает безбрачие как неполноценное, нецельное, несовершенное состояние. Такое восприятие нередко построено на Бытие 2:18, где сказано: «18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». Но этот текст не говорит о том, что Адам был неполноценным человеком. Он говорит, что он не смог бы один исполнить всю волю Божию для человечества.
2. Я не подхожу для развития отношений с людьми моего возраста
Такое обычно услышишь от незамужних 30-ти-40-летних женщин. Их подруги уже замужем, и они начинают замечать, что их приоритеты и заботы часто не совпадают.
3. Я где-то пошла против воли Божьей. И Бог лишил меня брака в наказание за мой грех
Так думают те женщины, которые считают, что Божие отношение к ним напрямую связано с их поведением. Бог будет любить их, если они поступают хорошо, и разлюбит, если будут поступать в чем-то неверно. Обычно это перфекционистки, которые полагают, что Бог не даст им Своих благословений, пока в их жизнях все не станет правильным и верным.
4. Я чувствую себя ребенком, потому что я все еще не замужем
Такие женщины думают, что они еще не выросли, потому что у них нет своей собственной семьи. Они чувствуют себя неловко. Им кажется, что взрослая жизнь так и не началась, потому что они так и не встретили своего мужчину.
5. Я, наверное, не создана для замужества
Некоторые думают, что Бог не благословляет их браком, потому что Он знает, что они не смогут хорошо справиться с обязанностями семейной жизни.
6. Я неудачница
Такие женщины убеждают себя, что следующая ступенька в их развитии — замужество. И вот они никак не могут подняться выше, на следующий уровень. И поэтому чувствуют себя неудачницами, потому что брак — это общепринятая норма для каждого, а они никак не могут вступить в него.
7. Моя жизнь проходит напрасно. Вот если бы я только была замужем, тогда…
Такие женщины полагают, что настоящая жизнь начинается только с замужества. И замужество разрешит все их проблемы. И чем дольше они не замужем, тем дальше, как им кажется, отдаляется решение всех их проблем. Поэтому смыслом всей их теперешней жизни становится поскорее выйти замуж.
8. Я сразу же духовно вырасту, как только выйду замуж, потому что мой муж будет меня наставлять
Такие женщины возлагают ответственность за свой духовный рост на своего будущего мужа. И это показывает, как плохо они понимают суть отношений с Богом. И вообще плохо понимают суть отношений как таковых.
9. Бог не такой, как Он сказал о Себе
После сомнений и вопросов к себе, такие женщины начинают подвергать сомнению характер Самого Бога. Их сердце ожесточается по отношению к Богу, потому что им кажется, что Бог пренебрегает ими и не делает для них того, что им так нужно и важно для жизни.
В каждом из этих утверждений можно заметить нечто общее — цель таких женщин — выйти замуж. Они думают, что замужество разрешит их наиважнейшие нужды. Брак воспринимается как источник мира, радости, любви, утешения, силы, счастья, безопастности, уверенности, удовлетворения и т.д. Незамужняя женщина с неправильным восприятием будет надеяться получить от брака то, что только один Бог может дать. Замужество станет для нее богом. Она будет жить ради него, служить ему и ожидать его. Бог называет это идолопоклонством.
Но нередко на мышление незамужней девушки в отношении брака оказывают влияние внешние силы.
1.2. Внешнее влияние
1. Родители
Для некоторых родителей замужество означает зрелость или то, что их ребенок точно повзрослел. Если их ребенок создал семью, то все — их работа выполнена.
Для других родителей — задача состоит в том, чтобы их дети остепенились, создали семьи и родили следующее поколение. Их цель — это внуки. Иногда родители страстно желают внуков — прямо как незамужняя женщина жаждет брака. У них также могут быть неверные ожидания и представления о том, что внуки могут им дать. Я не раз встречал сильнейшее давление со стороны родителей на своих дочерей, чтобы они поскорее вышли замуж и наградили их внуками. Нередко такое давление приводило к депрессии или поспешным решениям, и как следствие — к печальным последствиям.
2. Подруги
Незамужняя может испытывать давление со стороны своих подруг внутри церкви, когда приходит на собрание и видит, что они уже все замужем. Ее подруги рассуждают о детских поликлиниках, о детсадах или школах. А для нее это не так важно. У ее замужних подруг много совсем других приоритетов и интересов, которые для нее не актуальны. Нередко дружба между ними может начать разрушаться по причине разности их семейного статуса. Незамужняя женщина чувствует, что их дружба ухудшается по причине семейной жизни ее подруг.
3. Церковь
Внутри церкви брак и семейная жизнь считается нормой. Церкви обычно ориентированы на семьи, что вполне естественно, потому что семья является Божьим замыслом. Сама Церковь — это Божия семья. Мы называем друг друга братьями и сестрами во Христе. Мы все есть Тело Христа, где Христос — Глава. У каждого из нас есть важная роль в жизни этого церковного Тела, как и написано в Еф.4:12-16
12 К совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, 13 Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; 14 Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, 15 Но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, 16 Из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
Но нередко церкви настолько сфокусированы на семьях, что они пренебрегают своей ответственностью наставлять всех в церковном Теле: холостых, вдов, сирот и прочих, которые не имеют своих собственных семей, но являются частью большой церковной семьи. И это негативно влияет как на внутреннюю жизнь общины, так и на внешнее благовестие.
А ведь каждый из нас нуждается в духовном развитии (вне зависимости от семейного статуса). И если не наставлять безбрачных, то они начнут воспринимать ложные мирские идеи касательно и своего статуса, и даже семейной жизни. Они могут прийти к неверному выводу, что единственный путь, чтобы быть полноценно принятыми этой церковью — создать семью и родить детей. Но это ложь!
2. Библейский взгляд на безбрачие
Бог дал благодати сказать несколько проповедей на эту тему. Сегодня же я подчеркну некоторые ключевые моменты того, что Писание говорит о безбрачии или о незамужнем состоянии.
1. Безбрачие — это добрый дар
Откройте 1 Коринфянам 7 главу. Здесь в 7-ом стихе апостол Павел говорит, что безбрачие является дарованием, или буквально, «харизмой» от Бога, также как и брак. Они оба хороши. И прославлять Бога можно в каждом состоянии. Безбрачие не является чем-то негативным или ущербным, как бы это кому-нибудь ни казалось.Чтобы верно служить Богу, требуется не подходящий семейный статус, а доверие и зависимость от Христа.
2. Если я не замужем, то такова сегодняшняя воля Божия для меня. И, возможно, это — на всю жизнь
Незамужняя женщина имеет по Божьей благодати способность почитать Бога в своем нынешнем состоянии. Она может жить для славы Божьей прямо сейчас. Ведь мы все призваны почитать Бога всю свою жизнь, в каком бы семейном статусе мы ни находились.
И когда мы смотрим на стих 17-ый
17 Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.
То становится понятно, что Павел призывает своих читателей жить для Бога в том статусе, в котором они оказались сейчас — в браке или безбрачии, воспринимая свой статус как дар Божий для них на сегодняшний момент.
3. Моя идентичность находится во Христе, а не в замужестве
Женщина обретает понимание себя не через свою роль жены или матери в браке, а через отношения с Богом. Женщина, которая ищет свою идентичность в браке, огорчает Бога. Потому что безбрачие, как и брак, являются подарком Божьим. Писание говорит в послании Иакова 1:17 следующее:
17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.
Незамужняя женщина может положиться на Бога, что Он либо приведет в ее жизнь мужа, либо дарует ей внутренних сил, чтобы продолжать жить одной.
4. Моя удовлетворенность зависит не от обстоятельств, но от моих отношений с Иисусом Христом
Апостол Павел говорит достаточно определено — наше удовлетворение приходит только через Христа! От Бога! Не от нашего семейного статуса.
В известном Псалме 22 мы читаем такие слова в самом первом стихе:
1 Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться.
Давид не объясняет, как Господь-Пастырь удовлетворяет все его нужды. Но он благодарен Богу за Его любящую заботу. И поэтому в его сердце мир и довольство, которые не зависят от его обстоятельств.
Наше понимание сущности и природы верной Божьей заботы о нас определяет и формирует в нашем сердце довольство и удовлетворение. В 1 Фес.5:18 Павел говорит верующим:
18 За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
5. Безбрачие позволяет иметь полную сосредоточенность на Господе
В 1 Кор.7:32-35 Павел уверенно утверждает, что неженатые люди имеют несравненную привилегию быть полностью сосредоточенными на Боге без отвлечения внимания на семейные обязанности.
32 А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; 33 А женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: 34 Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. 35 Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно [служили] Господу без развлечения.
6. Я совершенна во Христе
Незамужние часто слышат, что брак как бы сделал их подруг цельными, завершенными. И теперь они думают, что они какие-то неполноценные до тех пор, пока не выйдут замуж. И если такое еще проповедуется с кафедры, то люди будут пытаться всех поскорее поженить, а сами женщины-христианки, если они никак не выйдут замуж, могут впасть в глубокую депрессию.
Такое давление приводит к тому, что женщины порой выходят замуж по неверным причинам. Они выходят замуж ради того, чтобы что-то получить, а не для того, чтобы отдать и послужить!
В послании к Колоссянам 2 главе говорится, что мы совершенны во Христе!
9 Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, 10 И вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.
Каждый верующий — совершенный и цельный во Христе. Благодаря служению Иисуса. Если безбрачие является хорошим даром от Бога, и Павел побуждает безбрачных и вдов оставаться в таком состоянии, то как мы можем тогда рассматривать неженатых мужчин и женщин незавершенными или нецельными?!
Но кто-то может сказать: «Но те, кто остаются безбрачными, должны иметь дар безбрачия». Но что, если они желают создать семью? Является ли их нынешнее состояние также добрым даром от Бога или нет?
Во 2-ом послании Петра 1:2-4 мы читаем:
2 Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. 3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, 4 Которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью.
Этот библейский текст ясно говорит, что у нас есть все необходимое для благочестивой жизни. Бог даровал нам это, когда мы стали Его детьми.
Тем не менее, незамужняя девушка-христианка может неверно истолковать свое желание близости с Богом как желание обрести мужа, семью, ребенка, что, как она считает, сделает ее совершенной и приведет к полному удовлетворению уже здесь на земле. Нам следует помнить, что Писание достаточно ясно говорит, что в нашем сердце будет тоска и жажда полного искупления то тех пор, пока мы не войдем в вечное присутствие пред лицо Божье, как и пишет Павел в своем послании к Римлянам:
22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; 23 И не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. — Рим.8:22-23
3. Довольство и «дар безбрачия»
3.1. Божии дары всегда добрые
Если кто-то вам подарит что-то, то неужели вы отдадите это обратно только потому, что вам это не понравилось? Или вы будете пытаться разобраться, с каким сердцем был сделан этот подарок, и только тогда вы примите его с благодарностью? Возможно, подарок был сделан тем, кто вас плохо знает, и ваши вкусы разнятся. Или может быть этот подарок вам не особенно-то и нужен, но человек слышал о какой-то вашей конкретной нужде и подумал, что это то, что вам точно необходимо.
Современная культура делает большое ударение не на намерениях дарителя, сколько на чувствах или восприятии получателя. Сегодня даже можно услышать такие слова: «Если вам этот подарок не понравится, то вы можете его обменять на что-то другое». Мы стали настолько самоцентричны, что даже подарки рассматриваем через призму наших желаний. Мы также можем дарить подарки из нашего самолюбия и едва помышлять, почему этот подарок может быть полезен тому человеку. В отношениях дарителя и получателя все чаще теряется любовь и благодарное сердце.
Для того, чтобы сделать подарок с любовью, необходимо хорошо знать получателя. Знает ли Бог нас хорошо? Он знает нас отлично, потому что Он сотворил нас! Он знает прекрасно, что нам действительно необходимо, чтобы наши сердца были направлены на развитие отношений с Ним, чтобы мы познали Его лучше и принесли Ему больше славы! Мы иногда забываем, что мы живем для Него, а не Он для нас. Мы были куплены драгоценной кровью Христа. Цена нашего спасения высока. Мы запечатлены Духом Святым, усыновлены в Божью семью, и теперь принадлежим Богу!
Почему мы с радостью принимаем бесплатный дар спасения, но подходим избирательно к другим Божьим дарам, отвергая даже некоторые из них? Думаю, что некоторые незамужние отвергают Божий дар безбрачия, потому что это не то, что они желали бы. Потому что присутствует негласное ожидание, что все выйдут замуж. Но наш библейский текст из 1 Коринфянам говорит ясно и определенно, что не все создадут семью.
Духовное довольство укоренено и основано на внутренних отношениях с Богом, а не на внешних обстоятельствах. Истинное довольство не означает, что мы получаем все, что захотим. Но это подчинение Божьей воле и восстание в желании желать того, что Он хочет. Только тогда мы обнаружим, что Его воля благая, угодная и совершенная.
Мы растем в удовлетворении по мере того, как мы растем в познании и любви к Богу. И мы обретаем благодарное сердце (вне зависимости от наших текущих обстоятельств).
3.2. Размышление о даре безбрачия
Часто возникает вопрос: а как узнать, что у того или иного человека есть дар безбрачия?
Нередко «советчики» низводят все до наличия у человека сексуального желания. Если оно есть — значит дара безбрачия нет, и наоборот.
Такое мнение основывается на поверхностном прочтении известного текста из 1 Кор.7:7-9
7 Ибо желаю, чтобы все люди были как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. 8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться как я. 9 Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
Но они забывают о том, что уже в послании к Тимофею Павел пишет о молодых женщинах, вдовах, которые «впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. 12 Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру» (1 Тим.5:11-12). Затем он говорит об их поведении, которое характеризует их как незрелых христианок. Они были праздны и ходили по домам, распространяя сплетни. Поэтому Павел говорит Тимофею:
14 Итак, я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; 15 Ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.
Павел говорит здесь, что многие молодые и духовно незрелые вдовы были склонны фокусироваться не на Христе, а на своих сексуальных желаниях. Как незрелые христианки, они нередко попадали в сложности и передряги, живя бесплодной и, в сущности, греховной жизнью. Апостол желает, чтобы они росли в зрелости и были непорочны — неважно, останутся ли они безбрачными или выйдут замуж. Павел желает, чтобы они служили Христу своими жизнями.
Эти стихи хорошо согласуются с тем, что Павел пишет в послании к Коринфянам. Он там говорит, что если вдова или незамужняя женщина борется с сексуальными желаниями до того, что уже начинает гореть (по причине слабого самоконтроля и духовной незрелости), то ей лучше выйти замуж, чем подвергнуть себя опасности попасть в ловушку сатаны. Но это не лучший путь. Павел говорит в стихе 8 следующее:
8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться как я.
Я не думаю, что Павел здесь говорит, что все незамужние и вдовы, которые борются с сексуальным желанием, должны срочно выйти замуж. Борьба за свою сексуальную чистоту может быть особенным путем для нашего духовного роста: роста в зависимости от Бога, доверии Ему, более глубокого познания Его благодати и благости. Павел желает, чтобы вдовы росли в вере, и чтобы, если им предстоит выйти замуж вновь, то у них было бы серьезное и правильное основание служить своему супругу, нежели войти в брак ради своих желаний. Замужество с эгоистичными мотивами идет против Божьего замысла о браке, который призывает супругов служить друг другу!
3.3. Желание и воля Божия
Некоторые говорят, что женщина может определить, есть ли у нее дар безбрачия, по силе желаний своего сердца. Например, если она страстно желает иметь детей, значит у нее, вероятно, дар брака, а если нет, то значит есть дар безбрачия.
Проблема такого взгляда состоит в том, что дарование женщины определяется ее собственными желаниями. Желание иметь детей внутри брачного союза хорошо. Тем не менее, женщина не должна позволять своим желаниям определять волю Божию. Божья воля должна приходить к ней через Божье Слово — Писание.
Я не раз слышал, что Бог бы не дал женщине желание выйти замуж и родить детей, если бы Он не желал бы обеспечить ее супругом. Поэтому, если у тебя есть желание, значит ожидай восполнения твоих нужд. Но следует отметить, что Божие обещание восполнить наши нужды происходит так, как Он определит, а не как мы пожелаем. Он не обещал нам просто подать все, что мы пожелаем и как пожелаем, уже здесь на земле.
Конечно, Бог может использовать наши желания, когда мы живем в послушании воле Божьей. Например, в известном Псалме 36 сказано:
4 Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.
Обратите внимание, что утешение Господом является центром этого стиха, а не желания нашего сердца. Если мы утешаемся или радуемся в Господе, ищем лица Его, то Он дарует нам желания, которые будут соответствовать Его намерениям для нас. Даже в какой-то момент Господь может дать нам несколько вариантов, например, для замужества, чтобы мы из них сами выбрали. Но все они будут к славе Божьей.
Давайте посмотрим на то, как мы молимся о том, что желаем. Должна ли женщина сказать Богу, что Он теперь должен дать ей мужа, раз у нее есть желание выйти замуж? Нет, она не должна требовать у Бога чего-либо, тем более того, что как ей кажется, она имеет право получить. Если она так будет думать или так поступать, то получается, что ее надежда находится не в Боге, а в ней самой. Получается, что ее молитва будет не «Да будет твоя воля на земле, как на небе», а «Да будет моя воля на земле…». Ей, как христианке, стоит напомнить себе, что у нее уже есть все потребное для жизни и благочестия (2 Пет.1:3).
Мы попадаем в ловушку, когда позволяем нашим желаниям вырасти настолько, что они начинают контролировать нас. Это уже похоть, когда наши естественные желания пересекают черту и становятся сверх-желаниями. Они становятся слишком большими. Наши мысли становятся навязчивыми, так что любого брата, которого теперь встретит эта сестра, она будет рассматривать как потенциального жениха. Со временем ее служение брату станет совершаться не из любви, а через призму, что она сможет взять от него. И это становится идолопоклонством, огорчающим Господа!
Каковы основные характеристики довольной незамужней женщины?
- Уверенная в истине Божьего Слово, в Божьей любви и Его замысле для нее
- Постоянная в ее отношениях с Богом и жизни с Ним
- Верно Служащая в поместной церкви своими дарами
- Принимающая Божью волю для себя с благодарным сердцем при любых обстоятельствах
- Созидающая благочестивые отношения со своими братьями по вере во Христе ради Божьей славы и ради их блага. Она рассматривает неженатых мужчин как своих братьев, кому она может послужить (1 Тим.5:1-2), а не как индивидуумов, которыми стоит поманипулировать, чтобы они послужили ей и хотя бы взяли ее замуж.
4. Искренние переживания и страхи
Церкви важно понимать конкретику и суть переживаний одиноких сестер, чтобы понимать, как им лучше послужить. Когда я спрашиваю, какая самая большая проблема незамужних сестер, то обычно говорят: «одиночество». Но это переживание не является уникальным только для несемейных людей. Мне доводилось оказывать пасторскую помощь многих одиноким семейным людям.
Но вот, что стоит особенно отметить касательно страхов незамужних
1. Утраченное материнство
Большинство из нас предполагают, что в определенное время создадут семью и у них появятся дети. Но по мере того, как наши биологические часы тикают, мы начинаем сознавать, что вероятно мы упускаем возможность испытать радости и стрессы беременности и появления на свет своего ребенка. Женщина особо остро испытывает это.
Когда мы рассуждаем о том, как мы преодолеваем наши огорчения, то во свете Слова Божия мы можем заметить, что нередко в нашем сердце может поселиться похоть, гнев, горечь. Некоторые из нас могут обнаружить, что их желание иметь детей порождено неверной мотивацией. Многим женщинам хочется чувствовать, что в них нуждаются. И наличие детей вроде как удовлетворяет эту потребность. Кто-то думает, что дети помогут им обрести статус матери и чувство материнства. Также ребенок позволит изменить социальный статус и восприятие их обществом. Понимаете, дорогие, желание иметь детей может быть произведено сугубо эгоцентричными мотивами. Потому что женщина может думать, что ребенок поможет ей почувствовать себе лучше, даст ей большее ощущение ценности и значимости.
Мы можем злиться на Бога, потому что Он нам не дает того, что, как нам кажется, мы заслуживаем, и что мы должны получить от Него. Наш гнев может приводить к тому, что мы можем избегать общения с семейными людьми и завидовать им, и даже обижаться на них.
Нам всем следует помнить, что мы все — дети Божьи, часть Его семьи. Мы призваны помогать расти друг другу во Христе. Родители должны сознавать, что их дети не принадлежат им, но Богу. Господь доверил нам ребенка на какое-то время, чтобы мы его воспитали в учении и наставлении Господнем. Если мы ищем ценности, значимости и удовлетворения в детях, то нас ждет разочарование, потому что однажды они вырастут и оставят нас.
2. Финансовые переживания
Многие женщины переживают о том, как они встретят старость. Даже в финансовом плане. Смогут ли они накопить на пенсию. Ведь у них даже сейчас не получается хорошо планировать, мудро распоряжаться тем, что есть, умело зарабатывать и разумно тратить.
К этим переживаниям добавляются текущие тревоги: а вдруг потребуется ремонт машины, и он будет очень дорогим, или понадобится серьезная медицинская помощь, или произойдет что-нибудь еще, где будут очень большие финансовые расходы.
Дорогие сестры, помните, что Господь есть суверенный Бог. В какой бы ситуации вы ни оказались — пусть Ваше сердце наполнится миром и утешением — Бог контролирует все. Вспомните, как Он был верен вам в прошлом. Не позволяйте вашим обстоятельствам скрыть Божий лик от вас. Учитесь смотреть на ваши обстоятельства через Его глаза, фокусируйте на Нем, а не только на временных испытаниях.
3. Болезнь
Те, кто живут в одиночестве, переживают о потенциальных трудностях, если они заболеют или им потребуются дорогие лекарства. В случае крайней необходимости, кому можно позвонить? К кому обратится? Конечно, если девушка живет со своей подругой или с родственниками, то ей есть на кого положиться. Но если она просто арендует квартиру или комнату, и у нее нет никого близкого рядом?
Церкви необходимо развивать внутреннюю кайнонию, чтобы члены церкви могли быть уверены во взаимной поддержке, любви, принятии, корректирующей заботы и духовном попечении. Нам также требуется подотчетность, которая может начаться внутри малой группы. И эти же люди могут быть теми, кто придет к нам на помощь и кто может положится на нас.
Нам всем стоит помогать друг другу смотреть на Христа. Ведь никому из нас нельзя стать настолько зависимым от человека, что мы забудем о нашей зависимости от Бога. Нам нельзя позволить появиться греховной зависимости, когда мы бежим за помощью к человеку при каждой трудности и забываем взирать на Бога, чтобы в фокусе нашего сердца были добрые люди, а не добрый Бог.
4. Дружеские отношения с противоположным полом
Обычно незамужние девушки не особо любят говорить на эту тему. Вы можете встретить широкую вариацию эмоциональных ответов — от огорчения до сарказма.
20-летние девушки обычно встречают парней во время своей учебы в ВУЗе, на работе или молодежных церковных группах. Но по мере их взросления, у них становится все меньше возможностей найти молодых людей, с кем можно было бы построить отношения, потому что вокруг них становится все меньше холостых мужчин.
Но это вовсе не значит, что она не может построить дружеские отношения с мужчинами-христианами как своими братьями по вере. Ей не стоит думать, что добрые дружеские отношения с братом возможны только исключительно в браке. Да, особая форма близкой дружбы возможна только в браке. Но добрые отношения между христианами противоположного пола возможны как отношения братьев и сестер. И это прекрасные отношения. И такой девушке стоит строить именно такие дружеские отношения, а не просто искать замужества. Именно через такие отношения, которые лучше всего строятся в совместном служении, может появиться и что-то другое, например, замужество. Если же Бог не будет центром таких отношений, такого совместного служения, то такие отношения принесут много огорчений и разочарований.
5. Отношения с неверующими мужчинами
Одно из серьезных искушений, в которое может попасть незамужняя христианка — это встретить приятного неверующего молодого человека. Строить рабочие отношения вполне возможно, но невозможно построить дружбу как брата и сестры, что возможно между христианами.
К сожалению, я не раз встречал, как некоторые девушки-христианки начинали строить отношения с неверующими парнями, которые вроде, как им казалось, были очень близки к спасению. Ничем хорошим это обычно не заканчивалось. Такие «миссионерские свидания» весьма опасны и не соответствуют Писанию. Даже этот известный текст из 2 Кор.6:14 вполне подходит для этой ситуации, хотя он говорит не совсем о браке. Но в широком смысле — этот принцип очень применим.
14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
В моем пасторском служении трудные и тяжелые семейные консультирования обычно связаны с семьями, где одна из сторон — неверующая. Я видел много боли и скорби, когда два человека в сущности не имеют ничего общего, кроме детей. Одиночество и пустота являются неизменными спутниками такой христианки. Она жаждет близкого, интимного брака, но он ускользает от нее. Враждебность или апатия — вот, что чаще всего встречает христианин со стороны неверующего супруга. Неверующий муж никак не может понять, почему для его жены так важна ее вера.
6. Неуместные ожидания от других
Вполне естественно со стороны других ожидать, что незамужние женщины имеют больше времени и сил, чтобы что-то сделать. Или что они более свободны, чем замужние женщины. Иногда это справедливо, а иногда нет. Поэтому можно и нужно смело сказать об этом другим. Но иногда и незамужняя может ждать, что другие должны сделать что-то для нее.
Вспомните 1 Кор.6:19-20 — мы принадлежим Богу, даже нашими телами!
5. Как послужить незамужней сестре
Писание говорит в послании к Евреям следующее
13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. — Евр.3:13
Библия переполнена текстами, которые описывают, как мы можем и призваны служить друг другу, будучи членами Тела Христова. Но вот несколько конкретных советов, как можно послужить незамужней женщине
1. Станьте ментором или наставником
Апостол Павел в послании к Титу дает важное повеление для пожилых сестер, чтобы они наставляли молодых (Тит.2:3-5). Я слышал, как многие молодые женщины высказывали свое сердечное желание иметь наставницу. Глубина и интенсивность такого наставничества, конечно, зависит от возможностей обеих сторон — наставницы и наставляемой. Женщины постарше могут оглянуться вокруг себя и найти помоложе женщину, для кого они могли бы стать наставницами, и начать строить отношения и узнавать их нужды и интересы. Лучший старт для построения таких отношений — начать молиться друг за друга. Если вы желаете стать наставницей для других, то лучший путь начать это — самой стать женщиной, живущей по Писанию. Необходимо научиться быть ответственной в своих мыслях, словах, поступках. И вы будете расти сами, когда будете помогать другим.
2. Сделайте частью вашей семьи незамужнюю женщину
Нередко незамужняя женщина может жить в городе совсем одна, когда никого из родных нет поблизости. Приглашайте ее к себе домой на праздники, дни рождения, выходные, ужины или на особые семейные мероприятия. Это может стать настоящим благословением для вашей семьи и для нее. Если у вас есть дети, то она с ними может подружиться и оказать плодотворное влияние на них. Она может стать еще одним взрослым человеком, который будет помогать им в благочестивом развитии. Иногда дети могут поговорить о важных вопросах не с родителями, но с другим взрослым, кому они доверяют.
И если возможно, при взаимном согласии, пусть она станет для вас как еще одна дочь. Но если с ее стороны нет такой открытости, то вы не отталкивайте ее. И также, мои дорогие незамужние сестры, вы смело высказывайте свои пожелания и настроения. Чтобы не было неверных ожиданий и огорчений.
Если вы замужняя женщина и желаете послужить незамужней, то прежде проконсультируйтесь со своим супругом, насколько он открыт для этого и понимает суть. Потому что для него может быть некомфортным, если эта девушка сможет прийти в ваш дом в любое время. Кроме того, если ваш брак не стабилен, то воздержитесь от начала таких отношений на уровне семьи. Это может даже усугубить ваши семейные проблемы и привести к опасным ситуациям.
Также молодая незамужняя девушка и ваш взрослый сын не должны оставаться в квартире одни на продолжительное время. Ведь нельзя позволить, чтобы ваш муж или сын попали в искушение.
3. Предложите свою помощь в критических ситуациях
Скажите вашей знакомой незамужней сестре по вере, что она может обратиться к вам за помощью или советом, если она окажется в трудной ситуации. Можете даже обсудить потенциальные ситуации, при которых она может вам позвонить. И честно скажите, на что она может рассчитывать.
4. Поищите незамужнюю женщину, которую вы будете разумно ободрять
Я добавил слово разумно, потому что нередко семейные люди делают много неразумного в отношении незамужней. Например, обещают, что найдут ей супруга. Пишите ей полезные сообщения, молитесь за ее конкретные нужды, присылайте открытки или делайте подарки, пересылайте хорошие и полезные аудио или видео-материалы. Это наша ответственность, как церковной семьи — заботиться друг о друге.
5. Дружите с разными людьми, включая и незамужнюю
Не позволяйте возрасту, финансовому или семейному статусу определять, кто может или будет вашими друзьями. Семейные не должны проводить время только с семейными, вдовы с вдовами, молодежь с молодежью. Мы все обогащаемся, когда у нас есть друзья разных возрастов, социальных и семейных статусов.
Кстати, вот почему малая группа только для семейных (на постоянной основе) является весьма эгоистичной формой функционирования. И не стоит думать, что несемейные желают быть вместе только с несемейными. Кроме того, это даже опасно. Если девушка страстно желает выйти замуж, то она может думать только о том, где бы ей поискать неженатых мужчин. Но находясь в смешанных общениях и имея разных друзей, она сможет разглядеть идолов в своем сердце и научиться служить своим ближним в своем текущем статусе.
6. Попросите благочестивую незамужнюю девушку дружить с вашими подростками
Как и говорилось мною раньше, такая девушка может стать классным помощником для родителей в воспитании их детей. Она может не только помогать, например, со школьной домашней работой, но и с духовным развитием. Она может стать даже классным посредником между родителями и детьми.
7. Изберите незамужнюю, за кого вы будете молиться в течение недели
Дайте ей знать о вашем желании и спросите у нее, о чем молиться. Если ей трудно ее безбрачие, то попросите ее проверить свои мотивы для замужества. Ведь наше сердце может быть весьма лукавым и может попытаться обмануть нас самих.
9 Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его? 10 Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его. — Иер.17:9-10
8. Помогите незамужней девушке лучше понять суть безбрачия во свете Писания
Важно, чтобы ее идентичность была во Христе, чтобы ее личные отношения с Богом были стабильными и росли, чтобы ее познание Бога прогрессировало, а пребывание в Писании было постоянным.
9. Помогите незамужним развивать благочестивые братски-сестринские отношения с противоположным полом
Девушкам важно понимать, что неженатые мужчины — это не потенциальные женихи, а их братья по вере, которым они призваны помогать расти в Боге и их служении в Теле Христа. Писание дает нам ясный формат отношений, например в 1 Тим.5:1-2 мы читаем
1 Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших — как братьев; 2 Стариц — как матерей; молодых — как сестер, со всякою чистотою.
Изучите вместе с ними библейские тексты «друг друга» и подумайте вместе, как их применить в их жизни. Это может открыть новую главу в их отношениях с другими.
10. Помогите в финансовом планировании
Научите ее, как лучше распоряжаться финансами, как составлять бюджет, как планировать и т.д.
11. Создайте продуманую систему внутренней церковной кайнонии
Которая была бы понятна и известна незамужним. Чтобы могли лучше заботиться друг о друге. Это задача нашего дьяконского совета.
6. Какие фразы огорчают незамужних
1. Как твоя личная жизнь? (предполагается, что это нормальный вопрос)
Обычно это спрашивают женатые люди. Но если им задать такой же вопрос — готовы ли они будут поделиться своими интимными подробностями?! Почему же они позволяют себе задать такой вопрос несемейным?!
2. Не переживай — ты встретишь кого-нибудь (предполагается, что он где-то есть)
Незамужние слышали подобные утверждения очень много раз. Предполагается, что это утверждение должно дать им надежду. И оно нередко говорится из добрых побуждений. Но мы не можем утверждать, что это правдивое утверждение. Только Бог знает, насколько оно справедливо. И только Он знает, что Он приготовил для нас. Правильная надежда в нашем безбрачии — напомнить, что Бог верен, и Он даст нам необходимых сил, когда мы слабы, и укрепит, когда мы искушаемы в нашем незамужнем состоянии.
3. Попросите Олю. У нее много времени, она же не замужем (предполагается, что незамужние имеют больше времени)
Проходят годы, и я начинаю замечать, что нередко незамужние имеют меньше времени, чем замужние. Им порой трудно собраться. Все расписано. Календарь забит под завязку. Им необходимо работать, заботиться о доме, о ремонте, врачах, покупках в магазине, церковном служении и т.д. Я не утверждаю, что у незамужних меньше времени в сутках, чем у семейных, но они не могут разделить свои задачи на двоих, как это могут сделать семейные.
Конечно, следует сказать, что и незамужняя, и замужняя женщина призваны быть разумными распорядителями своего времени. Но незамужняя имеет преимущество в том, что она может всецело посвятить себя Богу, чтобы угождать Ему, в отличии от замужней, которая должна угождать Богу, порой через угождение своему мужу, как мы и читали в 1 Кор.7:32-35. Но и замужняя, и незамужняя призваны служить Господу подобающим образом не отвлекаясь ни на что. (ст.35). Поэтому незамужней стоит поработать над своим расписанием, чтобы график ее жизни не стал препятствием для ее служения Богу. В нашей современной культуре перегрузка календаря, заорганизованность могут быть тем, что становится препятствием для того, чтобы мы служили Богу всем сердцем без отвлечения.
4. Тебе не одиноко? (предполагается, что замужним нет)
За время своего пасторского служения я встречал столько много одиноких семейных людей. Эта проблема могла уже начаться прямо со свадебного путешествия и продолжаться и два, и пять, и 10 лет брака. Даже в хороших браках супруги иногда чувствуют себя одиноко. И женатым людям порой трудно представить, как они могли бы жить без своей второй половины. Но одиночество убивается на кресте Голгофы и через наше служение друг другу.
5. Когда же ты остепенишься, повзрослеешь и выйдешь замуж уже? (предполагается, что незамужние не являются зрелыми, потому что они не создали семью)
Порой это очень обидные слова. Потому что по ним получается, что не важно, сколько тебе лет — если ты не замужем, то ты еще не совсем взрослая.
6. У меня есть муж для тебя! (предполагается, что их выбор для вас хороший)
Такое обычно говорят с улыбкой, могут даже похлопать по плечу или по спине и сказать это в присутствии других людей так, что бедная девушка покраснеет от стыда. Со стороны это выглядит так, как будто бы эта девушка только и ждет, когда же ей найдут жениха.
Кроме того, иногда женатые могут плохо знать и понимать эту незамужнюю девушку и предлагать ей всякие странные варианты.
7. Почему ты не поедешь на миссию? Тебя же здесь ничего не держит! (предполагается, что моя собственная семья может быть единственной связью для незамужней)
Одиноких девушек часто рассматривают как миссионерок. Кажется, что она такая самостоятельная, несвязанная и свободна легко собраться и уехать на миссию в дальнюю страну. Но незамужняя все-таки имеет семейные узы, как и семейные. И не только их. Не стоит думать, что незамужней легче собраться и переехать на служение, чем семье из четырех человек. В действительности, семье может оказаться даже легче перебраться, чем одинокой девушке.
8. Чего ты ждешь? (предполагается, что ты не должна)
Такие комментарии обычно говорятся в шутливой форме. Лучший ответ — у Бога Свое расписание! Я прочитал немало статей, где незамужних женщин призывают проявить инициативу и подойти к холостому мужчине, если он ей нравится. Обычно в пример приводится Руфь, благочестивая женщина, которая начала строить отношения с Воозом, и который в конечном итоге на ней женился. Но забывается, что в то время были определенные иудейские законы, по которым Вооз в целом даже был должен на ней жениться и позаботиться о ней, потому что он был ей сводным родственником. И поведение Руфи нельзя переносить в 21 век, чтобы теперь девушка 21 века искала отношений с холостым мужчиной. Уверен, что Бог не желает, чтобы незамужняя бегала за каждым холостым братом и ходила на все встречи, где будут холостые братья. Бог способен Своей силой и Своим провидением привести в ее жизнь соответствующего брата, если это в Его замысле.
У меня есть одна знакомая, которая вышла замуж за брата, только когда уехала в глубокую деревню к родителям, а он приехал из Англии, работая над своим проектом.
Незамужней следует сфокусироваться, как она может любить и служить Богу и другим, а Бог позаботится об остальном.
9. У меня есть классный брат, который желает служить Богу, но ему требуется помощница
Ехать на миссию или становиться женой служителя ради замужества — не очень хорошая причина. Она чревата серьезными конфликтами и разочарованиями в будущем.
10. Ты понимаешь, что не становишься моложе? (предполагается, что что-то можно с этим сделать)
Нельзя оказывать давление. Замужество, если оно в Божьем плане, должно произойти по Божьему расписанию. Если, конечно, девушка совсем сторонится парней, то я бы ей дал совет так не поступать, но если она живет для Бога и разумно общается с противоположным полом, то пусть не переживает и не суетится.
7. Правильный взгляд на свое безбрачие
В начале проповеди я привел пример Ольги, незамужней девушки, с кем мне пришлось провести пасторскую беседу. Стало понятно, что ее неудовлетворенность связана с тем, что она была не замужем. В какой-то момент нашей беседы она смогла задать себе весьма трудные вопросы о ее мотивах, почему она хочет выйти замуж. Оказалось, что она пыталась угодить желаниям и видениям других людей, вместо того, чтобы быть той, какой Бог желал ее видеть. Со временем состояние ее сердце изменилось — от жажды замужества к наслаждению своим безбрачием, она стала учиться быть довольной своим состоянием вне зависимости от обстоятельств. Она начала воспринимать свое безбрачие как благой дар Божий. Чем больше она сознавала принятие ее Богом через труд Христа на кресте, Дух Святой работал в ее сердце, и она начала расти в желании исполнения воли Божьей в своей жизни больше и больше.
Укореняясь в Божьей любви, Оля стала строить отношения с холостыми братьями совсем на другом основании и с другой мотивацией. Ее довольство было связано с пониманием, что Божья любовь намного больше самого лучшего проявление человеческой любви, а ее любовь к Богу проявляется через ее послушание Божьему Слову и служение другим, кого Бог приводит на ее жизненные пути.
Есть одно НО! Ведь пастор сам то женат. Чтоб было понятней наведу паралель,кто-то чётко подметил,что все кто голосуют за аборты,сами успели уже родиться.. Легко философствовать тем которые уже в браке
P.S. Я в браке
Дорогой Павел! Благодать и мир! Спасибо за комментарий!
Ваш аргумент исходит из превратной логики. Я не буду вдаваться в детали. Но дам парочку пояснений
1.Во-первых, все кто сегодня женаты — завтра могут умереть или оказаться вдовцами. Если счастье было в браке, то вдовец просто придет в отчаяние от потери. Тем более, ему будет в чем-то сложнее, чем холостому человеку, который не имел супруга или супругу жизни.
2.Во-вторых, всякий кто женился когда-был безбрачным, и пишет не понаслышке.
3.В-третьих, не всегда надо что-то испытать, чтобы об этом сказать. Например, я готов осудить прелюбодеяние, но совершать его не собираюсь.
Надеюсь многое для Вас прояснилось.
У меня есть несколько вопросов:
1.А не проще ли тем, гля которых нет божьей воли выйти замуж, взять и удалить из них желание семьи, детей. Почему бы всем, кто хочет выйти замуж не дать по желанию их сердца?
Бог знает и времена и сроки, и что для нас самое лучшее
И второй вопрос:ещё сложнее женщинам, которые по разным обстоятельствам есть дети, но нет мужа и дети и они хотят замуж, причин и аргументов больше ещё, как тут?Они сами все тянут…
Зачем они хотят замуж? Чтобы облегчить свою ношу? Это минимум, эгоизм. Во-вторых, они могут обращаться за помощью к родственникам и членам церкви. Зачем ей муж — как обслуга? Зачем ей замужество?
В общем, стоит порассуждать и не спешить с выводами