Прекрасный Божий подарок
Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю́, что хорошо человеку оставаться та́к. Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения. Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж. Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.
Первое послание к Коринфянам 7:25-40
2. Основное заблуждение о даре безбрачия
Сегодня встречается такое мнение, что дар безбрачия представляет собой особую духовную способность — жить и радоваться как холостой человек. Встречаются даже такие, которые полагают, что дар безбрачия — это отсутствие сексуального желания.
И потому, что у некоторых безбрачных получается прекрасно жить счастливой холостяцкой жизнью, то можно подумать, что у них так получается жить, потому что они обладают этим особым даром безбрачия.
Но это нет совсем так. И я постараюсь пояснить проблематику такого мышления.
1. Во-первых, оно создает напряженность в библейском тексте, которой там нет. Потому что, если ты пока холостой, и у тебя нет дара безбрачия, то возникает странная дилемма:
- ты призван жить моральной чистой жизнью
- но ты не можешь этого сделать
Но если ты несемейный — ты не получаешь лицензию на какую-либо сексуальную активность. Все это будет грехом и разрушением. Но ведь человек может сказать: «А у меня нет духовного дара безбрачия, и пока возможность создания семьи не появляется на горизонте. Почему тогда я должен мучиться, раз у меня нет дара безбрачия?!»
2. Но есть еще одна проблема с таким мышлением. Оно, в сущности, косвенно утверждает, что состояние безбрачия вообще-то является очень плохим и ужасным, если у меня нет какого-то уникального дара безбрачия. Получается, что безбрачие само по себе не может быть хорошим, раз требуется супер мега особая духовность, если у меня нет такого дара, чтобы его принять и жить с ним. А если я не супер-духовный, то я обречен на страдания и мучения в своем безбрачии.
3. И еще одна проблема с таким мышлением — что мешает женатому человеку вдруг сказать: «Хотя я и женат, но у меня нет дара семейной жизни»? Ведь брак — это очень трудный процесс — у одних брак цветет и благоухает, а у других он проходит через постоянные трудности. Тогда почему те, у кого трудности в семейной жизни, не могут сказать, что у них проблемы и сложности в браке из-за того, что у них просто нет дара брака. Поэтому они могут посчитать, что им нужно закончить свой брак.
4. Более того, такое мышление может привести некоторых безбрачных людей к настоящей депрессии. Они могут жаждать брака, и это желание они будут воспринимать за отсутствие дара безбрачия у себя, но у них, возможно, никогда не будет шанса создать семью.
Я не думаю, что Павел говорит здесь, что некоторые люди имеют духовный дар быть семейными, а другие — быть несемейными. Но он говорит о дарованиях, которые связаны с их текущей ситуацией, а не духовными дарами или способностями, которые описываются в 12-14 главах, и которые не зависят от семейного статуса. И это дарование или благословение — быть в браке или быть безбрачным было связано с их текущим семейным статусом.
Поэтому и семейная жизнь, и безбрачие являются дарами Божьими.
И такое библейское восприятие сохраняет нас от того, чтобы мы мучались от того, что Бог как будто бы обделил нас, и у нас нет какого-то дара.
И помогает нам видеть Божью благость в том, что мы семейные или мы безбрачные. В любом случае — у меня есть дар от Бога. И неважно, какой у меня он сейчас. И неважно, создам я семью или нет — Бог все равно ко мне благ — у меня уже есть Его дар!
И когда мы смотрим на стих 17-ый
Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.
То становится понятно, что Павел призывает своих читателей жить для Бога в том статусе, в котором они оказались сейчас — в браке или безбрачии, воспринимая свой статус как дар Божий для них на сегодняшний момент.
Поэтому нам следует убить миф, который иногда присутствует даже в церковном сообществе, что безбрачные люди являются людьми второго сорта, что безбрачие — это якобы какой-то Божий план Б. Услышьте! Безбрачие — не проклятие, это также подарок от Бога!!!
Нельзя позволять себе донимать несемейных молодых людей постоянными вопросами: «Когда же ты женишься?» Я знаю одного брата, которого настолько замучили вопросами, когда же он женится, что он начал спрашивать этих людей: «А вы все еще женаты?» 🙂
Читайте продолжение в следующей публикации