Прекрасный Божий подарок
Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю́, что хорошо человеку оставаться та́к. Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения. Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж. Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.
Первое послание к Коринфянам 7:25-40
1. Правильное отношение к безбрачию (ст. 6-7 и 17)
Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе… Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.
Посмотрите, как он говорит о безбрачии — Павел говорит о нем как о даре от Бога — ст. 7.
Здесь стоит древнегреческое слово «харизма» — то есть дар благодати.
Другими словами, Апостол говорит нам, что в каком бы семейном состоянии ты ни оказался — в браке или безбрачии — воспринимай это как дар от Бога.
И это было во многом революционное заявление. Потому что в той далекой Древней Культуре семья и дети были самой высокой ценностью. Не иметь семью и детей — значит быть лишенным чести и наследия.
Многие современные культуры и многие люди вокруг нас рассматривают семью как высшую ценность и смысл существования человека.
В то же самое время мы сталкиваемся и с другим трендом. Если в Древнем мире философы могли отказаться от детей ради философии, например, Эпиктет. Он говорил, что он делает намного больше для мира как учитель, нежели бы он сам произвел на свет одного-двух «курносых отпрысков» и продолжает: «Кто может ожидать от человека, задача которого состоит в том, чтобы учить человечество, чтобы он бежал за каким-то сосудом для подогрева воды купать своего ребенка?»
То сегодня, люди отказываются от детей не ради какой-то высокой цели, а обычно ради собственного комфорта, по причине очевидного гедонизма (эгоизма).
Например сейчас, примерно каждая пятая москвичка в возрасте 30-40 лет заявляет, что не собирается иметь детей. И это — здоровые и молодые, принявшие сознательное решение стать, как это называют в Европе, «чайлдфри»… От детей чаще всего отказываются не просто молодые и здоровые, а образованные, обеспеченные, амбициозные — то есть те, кто вполне мог воспитать полноценное потомство, но ради карьеры или привычного комфорта отказался.
Разумеется, людей, выбравших бездетный образ жизни, хватало во все времена, но в сообщество они объединились только в начале 70-х, в США. С тех пор идеология «неродителей» начала свое шествие по миру и лучше всего приживалась в городах-миллионниках. Жизненную программу «построить дом, посадить дерево, вырастить сына» там все чаще считали выполненной и без последнего пункта.
Бурлящий мегаполис с его вечными стрессами, цейтнотом и пробками. Социологи доказали, именно в больших городах люди сознательно отказываются иметь детей в три раза чаще, чем в провинции. Два года назад стратегию «чайлдфри» выбирали тринадцать процентов жителей столицы, сейчас — уже семнадцать. По прогнозам специалистов, этот показатель будет только расти. А значит добровольная бездетность в скором времени может стать социальной нормой. Чайлдфри по-русски — еще несколько лет назад всего-то страничка в Живом Журнале. Сегодня — десятки групп в социальных сетях, форумы и даже свое интернет-телевидение. Подписчиков — несколько тысяч. В видеоролике подробно рассказывают, почему жизнь без потомства — лучше, а чувства в паре — крепче, чем в обычной. В целом, эгоизм процветает!
Но Ап.Павел дает невероятное и неожиданное утверждение — он называет брак и безбрачие дарами Божьей благодати. Они оба ценны в очах Божьих! И оба имеют свое предназначение, чтобы спасти нас от бесплодного эгоизма и помочь быть воистину счастливыми и удовлетворенными, живя для Бога по Его замыслу, а не для себя по своим планам.
Поэтому позвольте мне отметить одно, вероятно основное, заблуждение касательно дара безбрачия.
Читайте продолжение в следующей публикации
Дети не являются смыслом христианского брака. Не иметь детей — это нормально и это не эгоизм. Эгоизм — это ты когда рожаешь, потому что тебе хочется оставить свою кровиночку.
Дорогая Лейла — очень справедливое наблюдение про эгоистическое желание «оставить свою кровиночку». Но тем не менее важно знать мотивацию той пары, которая не имеет детей. Это правда, что смысл христианского брака лежит далеко за пределами появления детей. Но почему бы двум христианам не стать родителями через усыновление, если они по каким-то медицинским показаниям не могут родить сами? Несомненно могут быть исключения, но весь вопрос в мотивации и основании. Итак, почему Вы думаете, что не иметь детей это нормально?