3. Иеремия. Искреннее заступничество
Вернемся к Иеремии 29:7. Ситуация здесь гораздо сложней, чем у Ионы.
Как же непросто было иудеям молиться за Вавилон, среди которого они вынуждены были жить! Вавилон! Город, который разрушил их возлюбленный город Иерусалим, убил их родных. И как же теперь этим изгнанникам молиться Богу за этот жестокий город?
Этот стих дает ответ.
«И заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир».
Слово «благосостояние» звучит по-еврейски «Шалом». Это значит полный мир. Т.е. молитва за Вавилон – это поиск и желание шалома этому городу. И еврейским изгнанникам это могло показаться настоящим оксюмороном, конфликтом, странностью. С каких это пор Бог заинтересован в шаломе Вавилона?!
Слово «шалом» многогранно и многозначно. Как отмечает один известный библейский словарь, «оно представляет собой одно из самых значимых богословских концепций в Ветхом Завете (в той или иной форме оно встречается около 180 раз в Ветхом Завете)»
Переводчики Септуагинты передают его значение с помощью 25 различных слов. Основное значение – «быть совершенным, невредимым» или «жить идеальной, благополучной жизнью». Ветхий Завет рассматривал его как «телесное и духовное процветание» (Исход 18:23; 3 Царств 5:4 и далее). Шалом также означает добрые отношения между людьми (3 Царств 5:12). Это исключительно дар Божий (Псалом 28:11; Исаии 26:12; 45:7; 48:18), его невозможно достичь собственными усилиями, без Бога.
Кроме понятной человеческой нелюбви к Вавилону, евреи могли еще помнить, как было время, когда Израиль должен был молиться против мира для Вавилона. Возьмите, например, Псалом 136:8. Это песня у вавилонских рек, песня скорби изгнанников:
«Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!».
Неудивительно, что эти страдальцы были бы рады молиться именно так. Но теперь им звучит другое слово от Господа: «Молитесь о шаломе».
Теперь их призывают молиться за этот мирской, безбожный город и желать ему мира. Это определенно не то, чего они хотели, чего жаждали.
Это первый текст в Писании, в котором ясно сказано народу Божию молиться за врагов. И не просто рекомендация, это повеление!
Почему? Потому что это должно служить предвкушением грядущего прощения, которое принесет Иисус Христос. Это будут новые отношения, отношения благодати, а не возмездия: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матфея 5:44).
Через несколько столетий Христос покажет всем ярчайший пример выполнения этой заповеди Своей жертвой на кресте.
Мы может только предполагать, с каким удивлением, и вероятно, огорчением, восприняли это повеление те древние иудеи, которым теперь надо будет молиться за людей, которые не только убили их родных и разрушили их город, но были безбожниками, богопротивниками, мирскими людьми.
Только где взять образец этой молитвы? Как за них молиться? Мы же умеем молиться только за друзей. А что делать с врагами?
Ответом для них, моделью их молитвы должен был послужить Псалом 121, Песнь восхождения.
«Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя! Да будет мир в стенах твоих, благоденствие в чертогах твоих!» (6 и 7 стихи).
Автор псалма призывает — «Просите благоденствия Иерусалиму! Просите Шалома для Иерусалима!» Здесь то же самое слово — «Шалом» — что и в Иер.29:7.
Контекст для этой молитвы находится в первой части псалма. Это псалом Давида, и это песнь восхождения — т.е. это была песня пилигримов на их пути в Иерусалим на ежегодные праздники, включая Пасху.
Это песня, которую пел народ Божий, когда шел в сердце самого города для поклонения.
И для нас эта песня – хороший пример. С такой молитвой и мы должны собираться на поклонение Богу в воскресенье. С такой молитвой нам следует подходить к празднованию Пасхи в следующее воскресенье.
Стивен Лоусон пишет в своем комментарии на этот псалом следующее:
«Какая это драгоценная привилегия – собираться вместе с Божьим народом в Божий дом слушать Божье Слово! Вдохновленное Словом поклонение никогда не бывает утомительным, но приносит наслаждение; никогда не обременяет, но дарует благословение. Именно в таком настрое своего духа верующие должны собираться вместе, движимые обостренным чувством предвкушения, воодушевления и восторга в отношении святых Божьих тайн. Такое совместное поклонение приоткрывает нам тайну того, что ожидает искупленных в небесах, и позволяет ощутить предвкушение грядущей славы. Именно в такой радости святые всегда должны приходить в дом Божий».
Люди Божии хорошо знали, как надо молиться за мир своего города. Они веками учили этому детей, читали об этом в Священном Писании, практиковали это ежегодно!
А теперь Иеремия провозглашает географическую перемену: им надо молиться так же, как и раньше, но за другой город; за город, куда их отправил Господь.
Понимаете, если бы в то время мы спросили иудеев: «Как молиться о Шаломе для города?» Они сказали бы: «А вот как — читай Псалом 121. Мы всегда так молимся за Иерусалим».
Но теперь Бог говорит: «Молитесь не только за мир Иерусалиму, но и за мир Вавилону. Возьмите и примените к Вавилону модель молитвы, которую вы использовали в отношении Иерусалима. Молитесь не только за себя, но и за тех, кто не является частью народа Божьего».
То есть молитесь о Вавилоне так, как будто это Иерусалим! Священный и любимый Иерусалим! Так же просите Вавилону шалома, просите благоденствия.
Друзья, это относится к нашему молению за наш город и за весь мир!
Давайте же как следует разберемся в этой молитве.
3.1. Песня радости
Во-первых, это была песня радости за Божий город.
Певцы в псалме 121, находясь в чужой стране, начинают свое путешествие к городу Божьему. Они предстают созерцающими город:
«Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим» (стих 2).
Их стопы буквально стоят у городских ворот, готовые войти в дом Божий. Они с трепетом радуются возможности быть там, где явлены Слово Божье и Его слава.
«Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно, куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне» (стихи 3-4).
Теперь они соединились с другими поклонниками на пороге столицы государства, города Давида, города Храма, построенного Соломоном – у входа в единственное место на земле, которое избрал Господь для Своего обитания. Пилигримы торжествуют и радуются, хвалят Иерусалим.
Со всех мест Израиля и даже мира евреи собирались вместе, хвалили Бога и восторгались Иерусалимом. Это было моментом выражения национального единства, временем хвалы и всенародного поклонения Богу. Цель, ради которой все собирались в город — воздать славу Богу. Мы видим, что радость переполняла людей в тот момент.
Было и еще одно основания для восторга:
«Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова» (стих 5).
Это был центр царства. Иерусалим был тем местом, из которого суверенный, всемогущий, любящий Бог правил Своим народом через помазанного Им царя. Это был город, откуда совершалось правосудие и управление нацией. В нем Слово Божие не только проповедовалось, но и утверждалось.
Друзья дорогие, сегодня таким местом поклонения, таким храмом — является поместная Церковь! Мы собираемся вместе на совместное поклонение вокруг Христа и Его Слова! Это собрание радости и торжества, исповедания и поклонения, духовного единения и общения!
Именно с таким сердцем нам следует приходить на наши церковные собрания.
Мы радуемся, когда видим, как в сердце человеческого города Бог растит Свой город, Свою Церковь, Свой город!
3.2. Песня мольбы
Во-вторых, это была песня мольбы за Божий город. Она естественным образом проистекает из сердец трепетных паломников, которые пришли сюда на поклонение Богу со всех уголков страны. Все участники вместе с царем и лидерами государства слились в одном хвалебном славословии:
«Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя! Да будет мир в стенах твоих, благоденствие — в чертогах твоих!» (стихи 6 и 7).
Вот она, мольба о шаломе. Молиться так – значит желать полного благополучия, процветания, безопасности и стабильности для города. Это мольба о свободе от насилия, о безопасности на улицах, защите от внешних угроз, справедливости для бедных, мире между жителями, экономическом прогрессе, честном суде, качественном образовании, доступном жилье, чистоте и порядке на улицах.
Шалом делает город прекрасным местом для жизни. Шалом – это полное благополучие во всех аспектах городской жизни.
Друзья, это также молитва за горожан, с которыми автор псалма отождествляет себя:
«Ради братьев моих и ближних моих говорю я: «Мир тебе!» Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе» (стихи 8 и 9).
Что побуждает поющего молиться? Посмотрите: любовь к людям и Богу. Благополучие города – не самоцель. Оно ценно исключительно ради Божьей славы и пользы людей.
«Просить мира — значит искать блага Божьему народу и благословения дому Господа» (доктор Лоусон).
Когда в городе поселяется шалом – благополучие, мир и процветание – тогда жители города воздают славу Богу. Потому что такие перемены может сделать только Бог.
Слава Божья и есть конечная цель такой молитвы. Бог есть и причина, и содержание, и цель для этой молитвы.
Такой город неизбежно будет оказывать благотворное влияние на всю нацию! На него обращены глаза всех жителей страны. Из него исходят справедливые законы и общественный порядок. И когда центр нации укоренен в Господе – благословение нисходит и на всю нацию.
Мы с вами, мои братья и сестры, живем в таком влиятельном городе. Пусть мы станем городом справедливости и мира, святости и милосердия, а не только жажды наживы и развлечений.
3.3. Чему учит нас эта молитва
- Во-первых, что нам надо молиться за сегодняшний город Иерусалим, который живет посреди непрекращающихся конфликтов.
- Во-вторых, что нам нужно молиться за Церковь Христову, которая сегодня выражает в этом мире ценности Небесного Иерусалима и поэтому также находится в непрекращающемся конфликте с ценностями этого мира. Послушайте, как молится об этом Иисус:
«Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. Я передал им слово Твое, и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира» (Иоанна 17:13-14).
Мы нуждаемся в мире от Бога, как в нашей жизни, так и в нашем служении.
- И в-третьих, мы должны молиться в радости о Небесном Иерусалиме, куда направляемся, и где находится наше вечное небесное Отечество.
- Но есть и в-четвертых – это молитва за город, в который направил нас Господь в нашем земном странствовании. Молитва за наш «вавилон». Нам надо молиться о шаломе для Москвы, о шаломе для любого города, где бы нас ни поселил Господь. Мы призваны просить Бога, чтобы город был безопасным и благополучным:
«Да благоденствуют любящие тебя! Да будет мир в стенах твоих, благоденствие – в чертогах твоих!»
Не только за себя и свою церковь – за всех людей вокруг нас должны молиться мы!
Вместо того, чтобы, как Иона, сидеть и смотреть, что произойдет с городом, мы призваны послушаться веления Божьего через Иеремию и молить Бога, чтобы Он облагодетельствовал город, явил Свою благодать и милость жителям.
Будете ли вы молиться о шаломе для Вашего города?
Будете ли вы исполнять то, что сказано в Новом Завете?
Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. (1 Тимофею 2:1-4).
О чем молиться?
Молиться так – значит, молиться за мэра, всех чиновников, все службы, депутатов городской думы; молиться за справедливость в судах, за нашу полицию, за школы, за трудовых мигрантов, за пенсионеров и сирот.
Когда вы слышите сводки городской жизни, ставят ли они вас на колени, отзываются ли болью в вашей душе и рождают ли в вас молитву к Богу?
Молиться о шаломе – это молиться об экономическом процветании всех людей, а не только «избранных» трех процентов. Молиться за разные национальности среди нас – за их духовное возрождение. Молиться за преодоление вражды и ненависти между народами и этносами. За наших трудовых мигрантов.
Молиться за духовные нужды тех, кто занимается бизнесом, находится в культурной или развлекательной сфере. За тех, кто в тюрьмах и больницах.
Молиться за всех детей нашего города, особенно за сирот, беспризорников и бомжей.
За молодежь и студентов, пенсионеров и стариков. За отцов и матерей.
Шалом города приходит только от Бога. По молитве верующих.
Хорошо совершать молитвенные прогулки по городу. Хорошо иметь день молитвы за своих соседей в доме – целенаправленно обо всех, кто живет рядом. День особой молитвы за всех людей, которые находятся с вами на учебе и работе.
Молитесь вместе и по отдельности, утром и за обедом…
Нам важно осознать важность и необходимость молитвы. Молитва показывает нашу зависимость от Бога, наше желание быть инструментами в руках Бога, нашу нужду в Нем. Поэтому все следует делать с молитвой: начиная, продолжая и заканчивая ей.
Если что-то можно сделать без молитвы, значит это делается не ради славы Божьей. Молитва требует, чтобы мы относились серьезно и к служению, и к хождению перед Богом в этой жизни.
Нам важно молиться и думать о Царстве Божьем. Меньше молиться про свое и про себя, а больше – про Бога и про Его работу в этом мире. Нужно учиться видеть, замечать Его труд в этом мире и участвовать в нем.
Доктор Дональд Карсон в книге «Призыв к духовной реформации» пишет о молитве:
К сожалению, в жизни случается так, что можно просить о хорошем, но с плохими мотивами. Мы можем просить Бога о силе, действующей в нас, о силе, которая поможет нам постигать безграничную любовь Христа, но если при этом нами руководит любовь к себе, то все наши добрые начинания будут сведены на нет. Корень греха – эгоизм, побуждающий человека занять место Бога. Если наши молитвы только о себе, если мы думаем о воле Божьей только в отношении себя и стремимся к благословению ради себя, это трагедия.
Молитва о шаломе учит нас полагаться не на свои ресурсы, но на Божьи.
Такая молитва обеспокоена не нашим благополучием, но Божьей славой.
Мы молимся за наше окружение и людей в нашем городе, которые еще не в церкви, чтобы они покаялись и испытали благодать Божию.
Через Одного спасен город
Мы молимся, подобно одной исторической личности.
Может ли Бог спасти город через одного человека? Да, может.
Был такой Человек: Он молился за свой город со слезами на глазах. Он пошел в сердце этого города, любя его людей. Он Сам принес шалом в этот город.
Он «придя, благовествовал мир вам, дальним и близким» (Ефесянам 2:17). Мир всем: и тем, кто среди народа Божия, и тем, кто еще нет.
Имя этого Человека – Иисус Христос.
Иисус Христос – Тот, Кто исполнил молитву 121 псалма. Он искал мира и принес его. Он вошел в город Иерусалим. Он умер ради него и ради каждого города на этой планете.
Только через крест Христа мы обретаем настоящий мир, настоящий Шалом.
И теперь Христос послал нас в наш город искать и творить, и желать мира, шалома для всех жителей этого города.
Будете ли вы молиться за свой город во имя Христа?
Иисус молился за город и отдал Себя за него.