На одной конференции молодежных лидеров мне довелось услышать весьма печальную историю.
Группа молодых братьев, купив инструменты на свои деньги, стала репетировать на дому одного из них. Через некоторое время они попросили поиграть и послужить на богослужении своей поместной церкви. Служитель как только услышал об электрогитрах сразу же запретил, и предпринял ряд шагов к тому, чтобы разрушить эту команду. Все закончилось тем, что вся молодежь ушла в церковь другой деноминации. Почему спросил я — “Из-за музыки” — был простой ответ.
К сожалению отношение к музыке не вызывает нейтральной реакции — за редким исключением, обычно люди готовы воевать за тот или иной стиль, за ту или иною форму.
Помню мы как-то на baptistyouth.ru провели опрос на тему о том какая музыка должна быть в церкви — мнение молодежи разделилось точно поровну — за современную и за традиционную — посередине не было почти ни кого. Это говорит о том, чему их учат в церкви.
Прошлым летом, готовя программу Конгресса, мне пришла немного странная мысль — а если вообще убрать музыку из столь важного торжества — какова будет реакция. Предложив эту идею подготовительному комитету, я получил только удивление и категоричный отказ. Знаете о чем это говорит — что несмотря на все трудности и потенциальные конфликты — мы готовы платить эту цену, ради того, чтобы музыка была в наших собраниях и на наших встречах. Для подавляющего большинства верующих вопрос — нужна ли музыка в церкви — даже и не возникает — а какое богослужение без музыки (кстати, интересно представить себе группу прославления со всем набором инструментов где-нибудь в римских катакомбах 1-го века на собрании поместной церкви)
Поэтому возникают вполне естественные вопросы:
1.Какая польза от музыки в церкви?
2.Какая музыка?
Написано уже множество исследования по данным вопросам. Я не хотел бы выступать здесь экспертом. Мне хотелось бы посмотреть на эти вопросы глазами современной молодежи и пастора церкви.
Итак, какая польза от музыки в церкви.
Большинство скажет — создать настроение, показать торжественность мероприятия. И это правда, — в христианском мире чаще всего именно для этого используется музыка. Не стоит говорить высоких слов о важности музыки для духовного развития человека — мы этого просто не найдем на страницах Нового Завета. О песнях духовных — да, но не о музыке. Если бы она была так важна, то мы нашли бы немало текстов или просто наставлений апостолов по этому вопросу в их посланиях.
Вот, что у нас есть.
“И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, 19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, 20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, 21 повинуясь друг другу в страхе Божием.” — Еф.5:18-21
Вы можете прочитать немало прекрасных исследований данного отрывка, поэтому я просто сосредоточусь на применении данного текста.
1.Музыка, будучи прекрасным подарком человечеству от Самого Бога — не является ключевым элементов в церковном собрании — ее цель обогатить или наполнить соответствующим эмоциональным окрасом, само назидание через слова песен.
2.Цель музыкально-певческого служения — помогать христианам покоряться (“исполняться”) Духу Святому, чтобы жить праведной и благочестивой жизнью, исполняя волю Божию в свой жинзи.
И это должно сопровождаться 4 вещами:
1.Написанием новых песен.
Наш текст, показывая их широкое разнообразие, побуждает к тому, чтобы выражать доктрину и опыт жизни со Христом, как в старых, так и в новых песнопениях. Нельзя опыт и творчество ограничивать или загонять только в один сборник. Песни не имеют канона, они должны полагаться на библейский канон. (Кстати, поэтому я бы рекомендовал больше перелагать тексты Писания на музыку, чем просто петь о своих чувствах к Богу во время богослужения).
Здесь мы сталкиваемся с таким понятием как творчество. Многие молодые люди желают написать что-то новое, стоящее, значимое. Они просматривают видео-ролики с MTV или слушают очередной хит из сборника WOW, и начинают мечтать. Мечтать о том, что их песни будет петь вся страна или даже мир. И знаете, мне не хотелось бы, чтобы мы легко “убивали” эту мечту. Напротив, вдохновляли нашу молодежь на серьезную творческую работу. Но — подсказывали им как это делать лучше, или просто позволил им попытаться. Да, и творчество — это индивидуальное дело. Не все творчество достойно того, чтобы быть в церкви на богослужении, или оно достаточно качественное. Но, если люди творят для церкви, то оно должно соответствовать сути церковного богослужения, а не быть просто выражением их предпочтений. Музыкальное служение — это служение людям в собрании, а не служение своим мечтам и желаниям, где община просто фон или площадка для личной самореализации.
Например, известный американский музыкальный служитель Крис Томлин заботился о том, чтобы духовно расти и писать библейски-правильные тексты для церкви. Прошли годы и теперь его песни поет вся планета. Но это случилось естественно, а не потому что он так планировал — он писал для Бога и церкви. Он работает в жанре современной музыки — но она не отталкивает, но напротив удачно подкрепляет его богатый текст песен, в отличии от многих современных песенок, где порой непонятно поют ли о Боге или о любви к кому-то еще.
Или семейная пара Кит и Кристин Гетти стали замечать, что жанр хорового пения начинает “отмирать” во многих церквах, и они стали писать новые гимны, с глубоким содержанием, добавляя соответствующее музыкальное сопровождение, чтобы показать силу хороших гимнов.
Имена этих людей, которые еще относительно молоды, уже вошли в историю христианского музыкального опыта — и главное, они писали для Церкви, серьезные глубокие песни, которые могут петь все возраста и, в сущности, в любое время.
И за ними стоят хорошие мудрые пастора, которые вдохновляли их, поддерживали и направляли.
Этим вещам надо учиться, и показывать пример, если это возможно.
2.Пением от сердца.
Оно происходит тогда, когда люди понимают о чем они поют, и понимают красоту и глубину Божьего замысла. Их души и сердца воспламеняются, видя и сознавая замысел Великого Бога и Царя. Их пение благодарности, сокрушения, молитвы начинается в их сердцах, доходя наконец до их уст. Это говорит о том, что нужны соответствующие проповеди, назидание и наставление. Мне часто кажется, что музыкальное служение должно начинаться после проповеди, чтобы сердце было готово, как и говорит царь Давид:
“8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить. 9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано. 10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен, 11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя. 12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!” — Пс.56:8-12
Именно поэтому , что музыка должна быть в унисон с состоянием сердца. Она не должна мешать ему поклоняться и прославлять Бога в своем сердце. И это справедливо как для новых, так и для старых песен.
Например, я очень люблю песни “Страшно бушует житейское море”. Но, когда я смотрю как ее исполняют молодежные хоровые коллективы, то понимаю, что это не их песня. Это не их опыт, они его не прочувствовали, сердце их не поет. И не стоит творить насилия, заставлять их учить и исполнять это произведение. Пусть поют то, что понимаю и от чего горит сердце.
3.Благодарением
Церковь, познавая истину Божию, возрастает в Его благодати, обретая благодарное сердце. Не может быть более счастливого и радостного сообществе, чем Христова Церковь. Наши песни должны отражать евангельские истины о том, что “любящим Господа, призванным по Его изволению, все содействует ко благу” (Рим.8:28). Наши богослужения — это собрания торжества веры и победы упования. Это собрания людей, которые имеют любить друг друга и заботиться о других.
4.Покорностью друг другу.
Ап.Павел как-то сказал — “Не о себе [только] каждый заботься, но каждый и о других.” — Филип.2:4
Духовный рост и послушание Духу Святому всегда характеризуются смиренномудрием и любящим отношением друг ко другу.
Люди ставят пользу друг выше своей и заботу о других — высшим приоритетом, тем самым исполняя Великие Заповеди Христовы.
Поэтому говоря о том, какая музыка должны быть в церкви — эта та, которая помогает всей общине развиваться, всей общине петь, всей общине прославлять Бога. Ведь церковное пение это не концерт хора или группы прославления (к сожалению, в большинстве собраний именно так), это также и не дань той или иной традиции — это богослужение, где все стремятся к взаимному назиданию и помощи.
А это значит — нужен рабочий диалог, когда люди могут обсуждать как лучше, почему, что подходит — с желанием услышать другого, понять, покорится предпочтениям другого, объяснить свою позицию, и если надо с Писанием в руках, ее защищать в духе братской любви.
Споры вокруг музыки показывают нашу духовную зрелость, и способность к заботе друг о друге, говорят о нашей любви друг к другу.
Когда же мы поймем, что Бог и Его Слово важнее, чем музыка? И начнем за Него воевать, а не против друг друга, подчинив музыку служению церкви.
Прошло несколько лет с той конференции, о которой я упоминал выше. Мне стало интересно — а что же стало с теми ребятами, которые ушли из церкви из-за музыки. Один ушел от Бога, другой стал лидером успешной светской команды, двое посещают служения еще одной церкви.
Они очень нуждались в мудрых духовных отцах…
Спасибо за то, что поднимаете актуальные темы в блоге. Музыка в церкви в последнее десятилетие стала яблоком раздора, об нее сломалось немало копий.
Любовь, подкрепленная здравым смыслом — вот ответ на все споры.
Хорошая тема, тем более вопрос музыки в церкви это серъезный вопрос…
извечный вопрос быть или небыть ,для чего нужна музыка в церкви: для назидания или для прославления для кого поем для людей или для Бога какие ноты христианские а какие нет. А где-то не спорят а поют Господу и назидают пением детей божиих!Божьих Благословений!
Евгений, спасибо тебе за мудрые слова и взвешенную позицию!
Слава Богу.
Молодежь ушла из-за музыки… Поучительный пример… Молодежь вообще малоспособна воспринимать конструктивную критику в свой адрес, не готова учиться и отвечать за свои поступки. Малейшее чуть строгое предупреждение в ее адрес и все. Надувшись от обиды, она тут же готова хлопнуть дверью и устроить демарш несогласных.
Если бы эти молодые люди действительно нуждались в отцовстве по разуму, то пришли бы к пресвитеру до начала всех своих репетиций, а не после. Тогда было бы проще скорректировать репертуар и исполнение, и чувства пощадить.
Конечно, многим очень хочется, чтобы пресвитер за всеми бегал как официант и умолял о внимании как актер. Многим бы хотелось, чтобы пресвитер был только молчаливой няней среди капризулек. А пресвитеру надо быть добрым наставником и строгим тренером святых на пути их духовного роста и подготовки к ответственному служению. Чтобы подготовленные верующие в том числе могли до крови сражаться против греха (Евр. 12:4).
Беда в том, что капризульки после «завоевания» права на свободу музо-изъявления, начинают настаивать на танцах, бокале легкого пива или вина, вызывающей одежде и косметике, брачных союзах с неверующими, требуют комнаты для курения и еще много чего другого. Определенные плоды пожинают те церкви, которые активно проповедуют крайнюю форму социального либерализма, а значит и однополые браки, и свободное употребление наркотиков, и всякой прочей гадости.
Потребители хотят жить в эре, когда соль должна быть не только соленой, но и сладкой, кислой, перечной, со вкусом клубники, да и вообще на любой вкус или совсем пресной. Если соль будет только соленой, то мы рискуем не удовлетворить существующие запросы большинства потребителей. И они уйдут к конкурентам. Поэтому нас так сильно убеждают в необходимости новой трактовки очевидных истин, в более широком понимании творческой активности и самореализации, в пользе ситуативной этики, в преимуществе гибкости перед принципиальностью. Все стало таким динамичным! Нельзя отставать от прогресса…
Кстати, про эру озера огненного и второй смерти потребители очень убедительно просят не напоминать.
Теперь конкретно о музыке. На тему музыки есть очень интересная публикация. Настоятельно рекомендую всем служителям ознакомиться или освежить в памяти. Автор верный служитель Божий, глубоко любящий Господа Иисуса Христа.
Н. И. Высоцкий, ЗНАЧЕНИЕ И СИЛА ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ (Братский Вестник, №5 1978 г.)
Цитата 1: «К сожалению, много песен, неизвестно откуда попавших в наш обширный репертуар, а также составленных нашими композиторами, имеют светский характер, несмотря на духовный текст. Это засоряет наш певческий репертуар недуховными мелодиями».
Цитата 2: «Кроме фисгармонии, можно аккомпанировать пению на электроорганах разных конструкций и фортепиано. Все эти инструменты имеют общее наименование «клавишных» и обслуживаются одним исполнителем – аккомпаниатором».
Цитата 3: «Следует вводить в репертуар и по возможности исполнять только высокохудожественные духовные произведения. Нужно совершенно отказаться от надрывных с дерганными ритмами мелодий, выражающих похоти плоти, а также пустоту души, не знающей Бога. Духовная музыка должна быть, как и текст, оптимистичной, радостной, но, конечно, не легкомысленной. Таким должно быть и исполнение: бодрым, радостным и всегда духовным».
Цитата 4: «Специфические джазовые инструменты — такие, как саксофоны — с успехом можно заменить кларнетами, электрогитары — обыкновенными, а ударные лучше всего исключить. Нужно избегать таких методов исполнения, от которых страдает слух и нервы и, главное, страдает духовное состояние как исполнителей, так и слушателей; нарушается мир в церкви и подается большой повод к соблазну, о тягостных последствиях которого говорит Спаситель наш Иисус Христос: «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» — Мф. 18, 7. Этот соблазн может наглухо закрыть дверь сердца от Слова Божьего и оттолкнуть душу от Христа, от Его спасительной благодати».
Как видим автор, известный в прошлом музыкальный служитель братства ЕХБ, прогрессивный человек. Он положительно воспринимает технический прогресс. Техника совершенствуется, поэтому некоторые механические инструменты заменяются электрическими. Например, электроорган (цитата 2). Но, будучи мастером, тонким знатоком своего служения, он видит опасности негативных последствий там, где другие их не видят. Поэтому автор, явно не налагая запрета на электрогитары, конструктивно предлагает вместо них оптимальное решение – обычные механические гитары (цитата 4).
В более широком охвате Н. И. Высоцкий обращает наше внимание, что в духовной песне надо анализировать и текст, и музыку (цитата 1). В музыке есть устоявшиеся звуковые комбинации, сочетания, различные интонации и даже просто паузы. По незнанию их кто-то может проигнорировать. Однако есть профессиональные музыканты, которые сразу поймут нелепость. Примерно точно так же как мы, как любой рядовой слушатель понимает, что текст Библейского отрывка актуален для него. И проповедь – назидательна. А проповедник очень старался. Но связь между отрывком из Библии и самой проповедью очень слабая. Намного слабее, чем связь между каким-нибудь художественным произведением и эпиграфом к нему. Поэтому точно также, как разъяснительная проповедь преподносит Библейский текст, музыка разъясняет текст самой песни. А если кто-то сделался неспособным слушать, то наращивать децибелы вообще бессмысленно.
Евгений! Очень здорово!
И всё же, я считаю, что в церковной музыке есть определённые каноны. от которых не следует отклоняться. Я сторонник традиционной музыки, и я считаю. что музыка прежде всего должна быть благоговейной, а не панибратской. Мы признаём величие Бога, а не братаемся с ним. Если человеку не нравится традиционная музыка в церкви, и он сторонник современной музыки прославления…Что ж…пусть сходит в любой православный храм-там церемониться по поводу музыки не будет. Есть канон церкви-значит он исполняется
Уважаемый Евгений, прочитал вашу статью. С уважением отношусь к вашему труду, служению. Желаю обильных благословений. Мой коммент надеюсь как то поможет вам более грамотно, более духовно, более зрело смотреть на музыку. Два слова о себе, чтобы как то завоевать доверие к своим словам: имею 20летний духовный опыт, получил несколько высших образований, в том числе и музыкальное. Как профессиональный музыкант и христианин хочу сказать, что тема поднятая вами важна, так как из-за музыки бывает разделение. Однако, все что я прочитал, звучит не убедительно, более того, весьма поверхностно. Из ваших слов не удается сделать для себя какой то практический вывод. Какую музыку слушать, какую исполнять. Вроде вы ратуете за хор, тогда я всем сердцем радуюсь, а с другой стороны кажется что вы продвигаете электронику (группы прославление) — тут я печалюсь, а перечитывая статью, вообще подумал, что для вас музыка не нужна. Пришла ко мне мысль: «Может это я не вижу основную идею данной статьи, может всем другим понятно». Дорогой брат Евгений, вы пастор, проповедуйте без «воды», что текст был конкретный.
Как профессиональный музыкант скажу: музыка как любой другой вид искусства содержит идею, концепцию, философию. Если взять жанр симфонии, или какой-нибудь другой жанр, в котором часто пишут духовную музыку, например Оратория — то это трудно назвать музыкой, это философия, это способ передачи информации, определенного кода, программы. Да впрочем, любая музыка, как это не страшно звучит, программирует людей. Есть в медицине направление связанное с использованием музыки в лечении. Композитор желает своей музыкой произвести впечатление на слушателя, заставить его музыкальными средствами дослушать до конца его сочинение. Целю композитора является не эмоция, а программирование человека, передача ему идей, философских взглядов либо самого композитора, либо тех кто заказал сочинение. Эмоция — это для (извините за литературное слово означающее повозку) «быдло», экзальтации простых людей с помощью музыки. Если целю является повышенное настроение, то есть много других средств для создания позитива, в том числе и медикаментозные.
Настало время сказать конкретно: Я за современную музыку, но к сожалению я не знаю христианской современной музыки (за исключением Мессиана). Где наши христианские Пендерецкие, Екимовские, Булезы, где Стравинские, Глассы, Бергы, Хиндемиты???? ГДЕ? Вы прочитали незнакомые фамилии композиторов? Послушайте их музыку — это современная музыка. А то что звучит в некоторых церквях — это эстрадная музыка, это то что веселит людей. Произнесем открыто, то что некоторые церкви, отрываясь от богатого духовного опыта нашего братства, организовывают рок-группы, прикрывая их благозвучным кодовым словом «ПРОСЛАВЛЕНИЕ» — вносят в литургию богослужения уже устаревшую музыку. Рок — как жанр музыки, как направление, по большому счету устарел, это классика, о нем уже пишут диссертации и воспринимают очень серьезно. Если вы в церкви гонитесь за модой, за так сказать «современной музыкой», то делайте диджей-пастора и стили типа транс, психоделика и прочее. Вот это современно, это актуально. А если вы до сих пор используете ритм, соло, бас-гитары и ударную установку — то ваша молодежь уже повзрослела, уже состарилась. Как вы будете заманивать подрастающее поколение, неужели квази христианским роком? Стоит ли бежать за модой? Стоит ли идти на поводу у прихоти и соблазнов этого мира?
Почему о силе музыки рассуждают не музыканты, не врачи, не социологи? Много слышал проповедей о музыке, читал много статей, заметок, даже книг. Но в большинстве своем эти труды поверхностны. Я как действующий проф.музыкант расстроен отсутствием глубины знания данного вопроса.
Просто говорить и рассуждать о музыке может любой, но не всякий, даже музыкант, знает что нет ни одной песни, ни одного сочинения без смысла. Любая музыка влияет на человека. Чем, кстати, успешно пользуются маркетологи. Благодаря грамотно подобранной музыке, они увеличивают продажи. А что делают некоторые пастора церкви? Они тоже увеличивают свои «продажи» с помощью музыки, которая манит, которая пленит. Я за честного ПАСТОРА.
Дорогой Сергей, а Вам не кажется, что вы перегибаете палку?
Разве можно так критиковать служителей.
Спасибо Сергей, в наших церквях действительно слышишь мелодии, стили 20 летней давности эстрадной музыки. У меня самого домашняя студия, пишу, миксую. Не много людей у нас образованных в этом! Поэтому сами ничего не могут написать, а просто лепят с того что услышали и чаще всего — мирского. Я лично, в собрании хочу успокоится от суеты ежедневной, послушать хор и так хочется чтобы он ‘строил’… 🙂
https://www.youtube.com/watch?v=OZJNiZub0ak&list=PLN9uljfdXt5ZZk8wluMILWNeb1ctt4q0d
Крис Томлин
Вы серьезно? Вы ставите семейную пару Кит и Кристин Гетти в пример??? Опять, слова-то, может, и хорошие, как в большенстве харизматических песен, но что они вытворяют на сцене???!!!! Я бы не стала петь ни одной из ихних песен… Извините, может, я сильно консервативная, но я трепетно отношусь к каждому слову произнесённому в музыкальном служении, осозновая то, Кому принадлежит каждая спетая нота, каждое спетое слово. В ихнем «служении» нет благоговения, что очень печалит… не очень удачный пример. Я бы привела в пример современные произведения Руссавуков, Перебиковского и других современных богобоязненных композиторов….
Дорогая сестра Вера!
Мир Вам!
Ваши слова весьма важны и ценны. Но полагаю,что Вам следует не спешит осуждать людей просто по тому, что они не соответствуют нашим культурным предпочтениям и личным взглядом.
Мне очень нравятся песни и стихи Василия Перебиковского, а также начинающееся творчество группа Руссавуки, но это вовсе не значит, что они единственные. Более того, мне не знакома их личная духовная жизнь. Ведь можно быть внешне благочестивыми, но не иметь глубокой духовной жизни. Поэтому я не берусь выносить вердикт об их творчестве.
Кроме того, они популярны в узком славянском контексте.
Именно поэтому я привел в пример семью Гетти, которые вышли далеко за пределы своей субкультурой и церковной традиции, и их песни сегодня поют на всех континентах и языках.
Впрочем, Вы будете правы, что видимый успех нельзя воспринимать за Божие благословение.
Все-таки музыкальная сфера весьма тонкая материя, и здесь всегда найдется что-то или кто-то что или кто нам не будут симпатичны и приемлемы.
Вот смотрите — Вы пишите, что слова хорошие в большинстве харизматических песен. И я категорично не согласен — наоборот, в большинстве современных харизматических песен слова очень неудачные, и нередко ошибочные. (кстати, у меня есть вопросы и к некоторым текстам Перебиковского). И поэтому утверждению Вы кого-то уже огорчили или обидели. И они уже не будут воспринимать Ваши последующие слова.
Или Ваше не совсем грамотное употребление слова «ихнем» может дискредитировать Вас в глазах других.
Я выражу Вам еще раз благодарность за Ваше откровенное и честное письмо, искреннее переживание. Я разделяю Ваши слова о благоговении. Но нужно учиться понимать людей и понимать контекст их культуры, чтобы взвешенно, библейски оценивать то или иное событие.
Впрочем, мой пост был не о внешнем поведении, а о мышлении и о любящем отношении друг ко другу. Вот именно этого часто не хватает как внешне благочестивым, так и внешне свободным, людям.