Сегодня вся Россия отмечает славный день Христова Рождества. Это очень древний церковный и общественный праздник. Из-за того, что прошло уже не одна сотня лет с начала этого празднования. И по причине 2-го закона термодинамике — что все стремится к хаосу, то многие люди уже не понимают уже не понимают изначального смысла праздника и праздную его неправильно. На Западе Рождество, то — это прежде всего время для подарков и встречи семьи, в России — все по особенному — пока это скорее время для забытого праздника и ворожбы.Давайте начнем разбираться в этом вопросе.
1.Введение — уникальность и важность праздника
1.1.Историческая и статистическая справка
Событие Рождества оказалось настолько значим и важен для всего мира, люди даже свое летоисчисление стали строить отталкиваясь от того момента, говоря — до Р.Х. и после Р.Х. Рождество же, как праздник, в России значительно отличается от своего аналога в остальном христианском мире.
Изначально Рождественские праздники были связаны с множеством народных обычаев, но они забылись, после того как в 1918 году празднование Рождества было запрещено.Лишь в 1935 году советская власть вновь разрешила ставить и наряжать елки — правда уже не рождественские, а новогодние. И звезды на ее верхушке стали по-советски пятиконечными, а вовсе не семиконечными как ранее, когда им положено было символизировать ту самую звезду, которая, согласно Евангелию, привела к младенцу Христу волхвов.
Приблизительно то же самое произошло и с праздниками — Новым годом и Рождеством. Если до 1918 года Рождество отмечалось повсеместно, а Новый год был гораздо менее значимым праздником, то при советской власти они поменялись местами. СССР оказался единственной страной в мире, где Новый год впитал в себя рождественские атрибуты, оставаясь при этом вполне советским праздником. И после развала Советского Союза обратной трансформации не произошло — Новый год так и остался традиционным семейным праздником, в то время как праздновать Рождество начала лишь часть населения страны, преимущественно верующие.
Еще учитывая тот факт, что Русская Православная Церковь отмечает праздник по старому юлианскому календарю, а это выходит на 7-ое января по новому стилю, то россияне испытывают серьезные проблемы после новогодних праздников что же нужно оставить для Рождества.
Об этом повествует нам статистика.
Только 5% населения России ассоциируют Рождество как религиозный праздник для себя, хотя все знают, что это так или иначе христианский праздник. Для 41% — это что-то доброе, хорошее. Но о чем он — почти никто не знает. По оценкам МВД, посещающие богослужения лица составляют менее 2 % населения. Однако чаще, чем раз в месяц, ходят в храм лишь 6 % россиян. Реже одного раза в год посещают храмы 18 % россиян, а несколько раз в год — 31 %.
И хотя многие священнослужители оспаривают эту статистику, мы можем увидеть подтверждение ей огромными очередями в магазинах под новый год и рекламными плакатами по нашему городу — тот же фильм Авара рекламируется шире, ярче и активнее, чем Рождество.
Согласно опросу ФОМ, только 13 % россиян ассоциирует Рождество с религиозным содержанием праздника, в общей сложности 46 % опрошенных связывают Рождество с колядованием и гаданиями.По данным опроса ВЦИОМ от 2008 года 27 % респондентов, назвавших себя православными, не знают ни одной из десяти заповедей, заповедь «не убий» смогли вспомнить только 56 % участников опроса.Именно поэтому мы сегодня будем говорить много и основательно о Рождестве.
1.2.Начало
Вот верующие говорят — это великое событие — Бог стал человеком.Но многие могут сказать, и вполне резонно — что здесь нет ничего уникального и удивительного. Ведь все древние мифологии полны рассказов о том, как небожители сходили на землю в человеческом обличии. Но ключевое слово здесь – “обличие”.
Христиане верят, что в Рождественскую ночь в Вифлееме Бог не просто притворился человеком, но по-настоящему стал им, войдя в гущу земной истории со всеми ее опасностями и неудобствами, и это совсем не похоже на способ, каким, например, Афина являлась Одиссею.
Младенец входит в историю и первое, с чем Он сталкивается в ней – политический расчет, ненависть и кровопролитие. Царь Ирод, почувствовавший в незнакомом ему Ребенке конкурента, посылает воинов, чтобы те истребили всех детей в Вифлееме.
Итак, Бог входит в человеческую историю – и тем самым показывает, что она не случайна. Для христианина история уже не может выглядеть бессмысленной игрой человеческих страстей или призрачным мыльным пузырем, от которого надо отказаться ради постижения абсолюта.
Большинство историков в мире не имеют позитивной концепции значения и цели истории. Они могут описать историческую личность, рассмотреть события, но они не могут сказать зачем все это совершалось и куда стремится.
Древние греки считали, что история движется по кругу, так что, когда один круговой цикл завершался, история снова повторялась, не преследуя никакой специфической цели, не обладая никаким, могущим быт познанным, значением.
Поэтому вполне понятны слова Жан-Поль Сартура:
Т.к. мы не можем постичь кто мы есть, откуда происходим и каково наше назначение, поскольку мы не понимаем прошлого и не можем питать каких-либо надежд на будущее, то только настоящее, пульсирующее жизнью, имеет для нас смысл. Только сиюминутные желания имеют смысл – и это и есть единственная цель существования
Но для верующего человека история – это прежде всего потрясающая драма, разыгрываемая Богом при участии человечества, причем в ней есть невероятный акт — Бог решил, если говорить словами понятными нам, попробовать, каково оно – быть на другой стороне.
Потому Рождество – еще и напоминание о единстве этого человечества. Бог пришел на землю тогда, когда на большей части тогдашнего “цивилизованного мира” установился “римский мир”, Pax Romana, и принесенная Им Весть смогла распространиться из глухой ближневосточной провинции по всей Империи. Как власть Октавиана Августа стала благословением после череды гражданских войн и смут, так и воплощение Бога открыло возможность к духовному объединению всего человечества через отказ от национальных идолов и божков. Возможно, именно потому так значимо Рождество именно для западной культуры, издавна тяготеющей к историзму и универсализму.
Христос входит в историю, и потому и по сей день ученые пытаются установить точную дату Его рождения.
Традиционная дата – 25 декабря, будь то по старому, как в России (а это значит 7-го января), или по новому, как на Западе, стилю – явно неточна. Евангелие рассказывает о пастухах, следивших за стадами неподалеку от Вифлеема, так что едва ли Рождество произошло ненастной зимой, когда скот держали в хлеву даже в Палестине.
Давайте разберемся с датами немного.
Во-первых, разные даты 25-ое декабря или 7-ое января.
Об этом хорошо сказал Патриарх РПЦ Кирилл:
Что же касается установившейся практики празднования Рождества Христова по старому и по новому стилю, то она обусловлена сосуществованием двух различных календарей: старого, юлианского и нового, григорианского. И по тому и по другому календарю Рождество празднуется 25 декабря, однако разница между двумя календарями ныне составляет 13 суток, и поэтому 25 декабря по юлианскому календарю (старому стилю) соответствует 7 января по календарю григорианскому (новому стилю). Некоторые полагают, что празднование Рождества по новому, григорианскому календарю является более правильным, нежели празднование по старому, юлианскому календарю. Эта точка зрения совершенно неосновательна. Дело в том, что хронологическая скрупулезность относительно праздника Рождества Христова не выглядит сугубо обязательной, ибо празднование это совершается не в связи с днем, когда явился на свет Богомладенец Иисус, но в связи с событием Его Рождения. В известном смысле, 25 декабря (7 января) — это символическая дата, признаваемая всем христианским миром.
Во-вторых — откуда появилась эта символическая дата25 декабря — это чисто решение древних богословов. Они посчитали, что раз Библия называет Иисуса Христа — вторым Адамом, то он должен был родиться как и первый Адам на 6-ой день нового года первого месяца. В древности же этот праздник именовался Епифанией и включал в себя Богоявление-Крещение и Рождество. Кстати, Армянская Апостольская Церковь так и продолжает праздновать 2 этих праздника 6-го января.
Однако со временем многие пришли к мнению, что празднование такого важного праздника, как Рождество, должно быть отнесено на отдельный день. Тем более, что наряду с мнением, что Рождество Христово приходится на сотворение Адама, в Церкви издавна существовало убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет, как число совершенное. Многие святые отцы — Ипполит Римский, блаженный Августин и, наконец, святой Иоанн Златоуст — считали, что Христос был зачат в тот же день, в который пострадал, следовательно, в еврейскую Пасху, которая в год его смерти приходилась на 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, мы получаем для Рождества Христова дату 25 декабря.
Сначала это убеждение победило на Западе. И тому есть особое объяснение.
Дело в том, что в Римской империи на 25 декабря выпадало торжество, посвященное обновлению мира — День солнца. В день, когда светлое время суток начинало прибавляться, язычники веселились, поминая бога Митру, и напивались до беспамятства. Увлекали эти празднования и христиан, так же, как сейчас в России мало кто благополучно минует новогодние торжества, приходящиеся на пост. Поэтому местное духовенство делало особый акцент на Рождество. Тем более что в Новом Завете Иисус Христос именуется «Солнцем правды».
Вы хотите поклоняться солнцу? — спрашивали римские святители у мирян. — Так поклоняйтесь, но не сотворенному светилу, а Тому, что дарит нам истинный свет и радость, — Солнцу бессмертному, Иисусу Христу.
Раньше всех Рождество стала праздновать Римская Церковь. По одному из свидетельств, это произошло при папе Юлии (337-352 гг. правления). Точно можно сказать только, что произошло это 25 декабря и до 354 г. На Востоке праздник Рождества стал прежде всего известен в Каппадокии при свт. Василии Великом (ум. в 379 г.), и можно предоположить, что благодаря ему. Его друг, свт. Григорий Богослов (ум. ок. 390 г.) ввел празднование Рождества Христова в Константинополе: первый раз он отслужил праздничную службу 25 декабря 379 г., и это было первым актом восстановления Православия в столице после арианских притеснений императора Валента (правил с 364 по 378 гг.). В Антиохии праздник появляется благодаря свт. Иоанну Златоусту (в 386 или 388 г.). Однако еще долго после отделения Рождества Христова от Богоявления ему присваиваются оба имени: так, свт. Григорий Богослов называет Рождество также Богоявлением.
Но сам праздник уже отмечался по многих церквам, до его официального принятия. Так например, в III веке святой Ипполит Римский предложил, чтобы в этот день за богослужением читалась Глава 1 Евангелия от Матфея.
Некоторые писатели заявляют, что христиане просто позаимствовали дату у язычников и выбор 25 декабря как праздничной даты был связан именно с этим.
Но я уже показал, что это не совсем так. Это было результатом богословских умозаключений.
Более того, языческий праздник «Рождения непобедимого Солнца» был установлен лишь при императоре Аврелиане (270 — 275), в 274 году, и возможно — именно в качестве языческой альтернативы Рождеству. В действительности же в календаре языческих праздников Рима эта дата до Аврелиана отсутствовала, да и вообще культ солнца у римлян практически никакой роли не играл. Солнцу были посвящены всего 2 храма в городе. Один из них, находившийся под покровительством того самого рода, из которого происходил Аврелиан, праздновал храмовый праздник 9 августа, второй же — 28 августа. В II в. по Р.Хр., когда в Рим стали активно проникать восточные солярные культы (в частности, митраизм — один из ответвлений иранского зороастризма), оба храма были почти заброшены. Но и ни в одном из новых для Рима культов не было праздников, приуроченных к равноденствию или солнцестоянию.
Аврелиан относился к христианству враждебно. Введенный им праздник «Рождения непобедимого Солнца» был движением к кодификации и унификации умиравшего язычества и попыткой противодействовать распространению новой религии. День, когда Солнце возрождается, а дни начинают удлиняться, должен был помочь Империи, которая страдала от внутренних неурядиц и ударов внешних врагов с севера и востока, вновь обрести милость богов, которые некогда уже привели ее к мировому господству, и вернуть себе былое величие.
В-третьих, Оказывается, нам не известен точно не только день, но и даже год Рождества. Традиционное летоисчисление “от Рождества Христова” было введено уже в Средние века, и подсчет был довольно приблизительным. Скорее всего, оно произошло на несколько лет раньше, чем высчитали монахи, и, возможно, сейчас наступил уже 2013 или 2014 год от Рождества Христова.
Впрочем, хронология не так важна. Если бы все дело было в ней, сегодня мы наверняка располагали бы точными датами жизни Иисуса из Назарета. Очевидно, главное значение этого события лежит в совсем другой плоскости – недаром Рождество вдохновляло веками не только богословов, но и поэтов, художников, наконец, простых людей, отмечающих сегодня этот праздник по всему миру, даже если христианами их и не назовешь. Наверное, для них это прежде всего рассказ о тихом семейном событии, которое совершилось в захолустном деревенском хлеву, но изменило судьбы всего мира, и о неприметном Младенце, Который оказался больше всей вселенной.
2.Рождение праздника
Как это не странно, но праздник был рожден из 3 важных фактов:
1.Церковь желала акцентировать внимание на важных событиях жизни Христа.
Это помогало людям лучше понимать доктрины и верования Церкви. Иисус Христос пришел, чтобы открыть нам Бога. Каждое событие Его жизни помогают нам понять лучше Бога-Творца. Чем лучше мы знаем Христа, тем лучше мы знаем Бога.
Каждое событие жизни Христа говорит нам о важных истинах касательно человека, нашего спасения и вечной участи человека. Поэтому каждый особый момент жизни Христа был крайне важен. Изучение этих текстов напоминало эти важные истины и помогало понять их глубже, применить их в жизни.
2.Внутри церкви возникла серьезная ересь — ее называют арийская — от имени одного пресвитера Ария, который утверждал в конце 3-го века, что Сын Божий — Иисус Христос — был более низким существом, чем Бог-Отец, потому чтобы был Им, Богом — сотворен.
3.Развитие получил гностицизм
Гностики — от греч.слова «гнозис», что значит «знание», учили, что физическое тело — зло, поэтому Христос не мог прийти в теле, это было не настоящее тело. Это просто была видимость сотканная из особых энергий.
Именно поэтому важно было подчеркнуть тот факт, что Христос был на 100% человеком, как был и на 100% Богом.
3.Суть праздника
Почему так важно было бороться за эти истины церкви?Потому что здесь есть несколько крайне важных моментов, касательно нас людей. Ведь Иисус пришел, чтобы спасти людей.
3.1.Достижения греческой философии в области религии была таковы:
- Лучшие греческие философы говорили о высшем существе, которому обязано существованием все остальное
- Сократ и Платон допускали жизнь после физической смерти
- Платон знал, что за пределами видимого мира существует иная реальность, и рассуждал о другом, вечно реальном мире.
Но никто из них не мог дать ясный ответ – как приблизиться к этому высшему существу, как с ним вступить в общение, как нам узнать каково оно. Все эти более значимые вопросы уходили в область догадок, а то и вообще не поднимались.
3.2.Необходимость откровения
Эта ситуация хорошо описывается в древнейшей библейской книге — книге Иова:
- «Научи нас, что сказать Ему? Мы в этой тьме ничего не можем сообразить» (Иов.37:19)
- «Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик…» (Иов.37:23)
В этих словах Иова ярко просматривается главная идея – необходимость откровения от Бога, чтобы понять Его, увидеть Его.
Необходимо, чтобы Сам Бог открыл Себя нам.
Он уже начал открывать Себя понемногу разным людям в древние времена, и в особенности израильскому народу. Но смертный человек никогда не видел Бога Отца. Никто бы не перенес встречи с Ним. Даже Моисею было сказано Исх.33:20:«лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых.»
3.3.Бог сделал шаг к нам — Бог пришел к нам
«родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. 22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: 23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.»
Матф.1:21-23
Этот Бог пришел в наш мир – разорвав пространство и время, всякие ограничения – Он вошел в наш мир.
Его Рождество произошло в истории. Иисус Христос родился в этот мир, а не из этого мира. Он не был «продуктом развития истории», Он вошел в историю извне. Иисуса Христа нельзя назвать лучшим из людей, Он — Существо, на Которое род человеческий не мог предъявить никаких прав. Это не человек, ставший Богом, а Сам Бог во плоти — Бог, вошедший в человеческую плоть, вошедший в нее извне. Его жизнь — жизнь высшая и святейшая — входит в мир через самую низкую дверь. Рождество нашего Господа было Его пришествием в мир.
3.4. Но зачем Он пришел в наш мир? — Бог показал Себя нам
1.Христос пришел в теле, чтобы показать Бога нам так, чтобы мы поняли и познакомились с Ним.
Мы не можем сами понять Бога, нам нужно особое откровение о Нем.
Он не просто говорил о Боге – вся Его жизнь была отражением этого Бога => познавая Христа я познаю Бога. Все то, что смертный человек в состоянии познавать о Боге Отце, полностью открыто нам Богом Сыном. Тот, кто от вечности был в недре Отцем, принял нашу природу и в форме человека явил все, что человеческий разум может знать о совершенствах Отца.
Духовные вещи можно познавать духовными инструментами. Христос наш духовный инструмент для познания Бога.
Очень интересны слова Афанасия — древнего богослова.
Человек согрешил, и в результате согрешения человечество подвергается тлению (fqora). Афанасий унаследовал платонизм. Творение сотворено из небытия и идет к небытию, без Божьего провидения все пришло бы к концу. Человечеству угрожает тление.
Слово воплотилось для того, чтобы восстановить нетление (avfqarsia.) Через Слово Бог сотворил этот мир, и через Слово Бог восстанавливает творение.
Сын – это образ eibkwn. Когда человек согрешил, то он потерял образ Божий, этот образ испортился. Бог не хотел смерти Своего творения и Он послал Сына, чтобы восстановить испорченный образ человека. Один Его образ может нас восстановить.
Самое цитируемое его предложение: «Ou`toj evnhnqrwphsen h`na kai h`meij qwopoihqwmen», «он вочеловечелся, чтобы мы были обожествлены». Он не подвергается тлению. Поэтому, благодаря Его вочеловечествлению, Он нам «прививает» Свою природу, нетленную природу. Творение не может нас спасти Вечному Святому, нас может только спасти Бог, поэтому нужно сделать вывод, что Иисус – Бог.
На боговоплощении все не закончилось, это было только начало. Он пришел для Голгофы, чтобы умереть за наши грехи. Вот, как выразил эту истину Ансельм Кентерберийский (умер 1109) в своем богословском шедевре «Почему Бог стал человеком»:
2.Христос пришел в теле, чтобы искупить нас заплатить цену, которую мы не могли заплатить (прожить безгрешную жизнь)
Восстановление (человека) не могло быть совершенно до тех пор, пока человек не заплатил бы Богу долг, т.е. за свой грех. Но грех был настолько велик, что, хотя должником был исключительно сам человек, только Бог мог заплатить его; поэтому заплатить долг должен был Некто, Кто был бы и Богом, и человеком…
3.Христос пришел в теле, чтобы привести нас к Богу
Ему нужно было стать путем к Богу. Иисус стал нашим посредником. Через Него мы можем вступить в общение с Богом.
— Мы не можем прийти сами к Святому Богу.
— привести всякого, кто верует (Христос родился скромным)
— чтобы мы не говорили, что Бог нас не понимает. Христос нас хорошо понимает — Он прожил здесь на земле.
— Бог желает, чтобы мы начали общаться с Ним. Только такое общение удовлетворит нашу душу.
Его имя Эммануил — Он с нами рядом.
4.Как его праздновать
Давайте начну с того, как его не стоит праздновать:
1.Ворожить или гадать. Иисус Христос пришел разрушить дела диавола, которые включают в себе все эти оккультные практики
2.Устраивать торжество по случаю праздника без виновника этого торжества — Христа. Как бы Вам понравился Ваш день рождения, на который пришли Ваши друзья, и которые не посмотрели в вашу сторону ни разу и ничего не сказали в ваш адрес.
4.1.Принять дар неба
4.2.Поблагодарить Бога
4.3.Проявлять щедрость и доброту к нашим ближним. Позаботится о своей семье.