Молодежное движение присутствовало в церквах евангельских христиан-баптистов с самых первых шагов, и его развитию уделялось особое внимание.
Большинство пионеров евангельского движение в России были молодыми людьми.
Развитие молодежного движения в постсоветский период проходило в 3 этапа. Хотя временное деление носит отчасти условный характер, по причине того, что в некоторых регионах России указанные ниже тенденции происходили в разное время.
1.Возрождение (1988 – 1994 гг.)
Обретя доселе невиданную свободу, баптистская молодежь стремилась развивать взаимоотношения друг с другом – многочисленные поездки и посещения церквей, сменялись массовыми молодежными собраниями и общениями. Молодежь, которая выросла в советское время, дышала свободой полной грудью. Впервые за многие годы христианская молодежь могла беспрепятственно собирать вместе для удовлетворения своих духовных и социальных потребностей.
Получив новые возможности, христианская молодежь активным образом включилась в служение христианского просвещения и благовестия российскому народу. Массовые собрания, миссионерские путешествия по стране, посещение тюрем и помощь детским домам – все это стало естественным элементом жизни христианской молодежи
В то же самое время миссионерское служение молодежи проходило под началом руководящих служителей церквей и носило скорее вспомогательный характер.
Происходит массовый приход молодежи в баптистские церкви, большинство из которых не имели церковного воспитания и были из атеистических семей. Это наложило определенный отпечаток на все молодежное служение в целом. Именно эта молодежь стала проявлять огромную ревность в проповеди Евангелия. Во-первых, по причине первой любви к Господу, и во-вторых, не зная хорошо прежней истории баптизма, они не восприняли прежнюю объективную философию изоляции и искали пути проникновения в общество и воспринимали себя его частью.
Необходимо также признать, что в этот период отношение к обществу в среде баптистской молодежи имело скорее оборонительный (?) характер. Большинство лидеров христианской молодежи, выросших в условиях притеснения их семей и церквей, не воспринимали себя полноценной частью российского общества и, стремясь просвещать и помогать ему, не могли и не желали отожествлять себя с ним, а скорее противопоставляли себя ему. все-таки ощущали себя немного сторонними ему. Объективной причиной такого отношения были прежние тяжелые годы притеснений и гонений на верующих.
2. Становление (1995 – 2001 гг.)
Этот период стал по-своему особенным и определяющим для будущего становления молодежного движения евангельско-баптистских церквей
Заметив, что пришедшая свобода носит длительный характер, и прекратил свое существование заградительный барьер для верующих в вопросе получения высшего образования, большинство молодых баптистов поступают в высшие учебные заведения.
В то же самое время происходит массовая эмиграция баптистов заграницу. Во многом на этом этапе это весьма негативно отразилось на всем молодежном движении в целом.
- В частности, многие молодежные лидеры эмигрировали,
- многим пришлось занять освободившиеся места служителей и миссионеров, и опять же оставить молодежное служение.
- Вновь пришедшая молодежь не имела необходимого ученичества и наставничества
Именно постсоветскому поколению (состоящему как из молодых потомственных баптистов и вновь пришедших) предстояла занять освободившиеся места в служении и ответственности в основном, в новых поместных общинах, и миссионерских группах, будучи еще не достаточно обученными и духовно-зрелыми людьми.
Собственно в это время в России появляется большое количество миссионерских молодежных организаций, которые активно начали осваивать необъятные просторы Российской Федерации. Но надо признать, что большей частью – ее Европейскую часть. Именно благодаря им, в России начало возникать активное движение евангелизации среди молодежи, да и понятие «молодежного служения» стало обретать понятные формы.
Ведь в прежние времена молодежное служение баптистских общин носило скорее внутрицерковный характер, и было направлено во внутрь общины, нежели во вне, то с приходом западных молодежных организаций появляется устойчивая идея о необходимости целенаправленного служения евангелизации среди молодежи.
К сожалению, большинство этих западных парацерковных организаций имело часто ложные представление о роли и месте поместной церкви в благовести молодежи и ее месте в христианской общине, а также имели слабое представление о специфике и ментальности российских граждан. Именно поэтому многие инициативы по привлечению молодежи к вере не увенчались большим успехом или приводили к столкновениям во многих церквах евангельско-баптисткого братства между советским поколением и постсоветским новым поколением молодежи.
В это время была сделана основная попытка организовать единое молодежное христианское движение по всей стране, которая не достигла всех поставленных целей, но помогла сделать реальный шаг вперед в создании будущей единой структуры молодежного служения Российского Союза ЕХБ
Это поколение также столкнулось с серьезным искушением – материализмом, (даже в большей степени, чем поколение 90-х), искушением, которое отсутствовало у баптистов в прошлом по объективным причинам, и баптистские общины еще не выработали должный иммунитет к нему. Немало новых баптистов ушли в бизнес по причине малого духовного наставничества и попечения о них, а также неэффективного использования их потенциала поместными общинами. Но для некоторых из них вовлечение в бизнес стало причиной их нового осмысления своей роли и места в обществе как не чуждых элементов ему. Также это сыграло и положительную роль в том, что некоторые служения обрели местных спонсоров.
3.Развитие (2002 – 2007 гг.)
Впервые за многие годы баптистские общины стали наполняться молодежью, которая никогда не была подвержена активному влиянию/воздействию коммунистической и атеистической идеологии. Это новое поколение живет в России и живет Россией, связывая свое настоящее и будущее с этой страной. Именно поэтому они воспринимают себя с одной стороны наследниками первоапостольской традиции, а с другой – продолжателями российского евангельского движения.
В то же самое время именно это поколение хуже всего воспринимает традицию и формы баптизма, желая его реформирования, при сохранении четкого догматического учения. Т.е. протест идеи против внешней формы, а не вероучения.
Также одной из негативных тенденций, влияющих на христианскую молодежь, является возникновение приходского уклада или мышления в ряде наших общих. В таких собраниях молодежь весьма инфантильна и безынициативна, и даже несколько закрыта для окружающего общества.
По нашим данным более 70% молодежи этого поколения получает или желает получать высшее образование. Они готовы играть важную роль в дальнейшем развитии и функционировании Российского государства.
Именно поэтому вполне естественно, что это поколение осуществляет дело религиозного благовестия и духовного просвещения своих сверстников. Многие из них мечтают о том времени, когда российского общество воспримет библейские ценности и начнет строить свою жизнь по евангельским принципам. В нашей стране это поколение баптистской молодежи воистину можно назвать истинными патриотами России, которые чужды национализма и разного рода шовинизма.
У них есть желание развивать молодежное служение, которое являлось бы по сущности российским, и они видят его только долгосрочным. И их важная цель и молитва – это Духовное Пробуждение и Реформация в нашей стране.
Век постмодернизма, как бы это не звучало странно, заставил современную баптистскую молодежь еще больше узнавать и любить свою историю, в то же самое время не теряя своей идентификации, они открыты для межконфессиональных контактов.
Сегодня ключевую роль в развитии молодежного движения играет молодежный отдел Российского Союза ЕХБ, который был официально создан после 2000 года. Его деятельность в основном направлена на координирование всего молодежного служения, проведение обучения молодежных лидеров и снабжение служителей полезными материалами и ресурсами для эффективного служения.
Также важным элементом развития современного молодежного служения являются крупные церковные общины, которые поддерживают и направляют (?) такое служение в малых церковных собраниях.
Российская баптистская молодежь принимает активное участие в христианском служение на всем постсоветском пространстве, и выступила объединяющим фактором в формировании единого молодежного движения по всему бывшему Советскому Союзу.
Также происходит взаимное движение друг ко другу славянской баптистской молодежи во всем мире, в котором они готовы развивать христианское служение по всей планете.
Более того, возросла роль молодежи в современном обществе, если можно так сказать, сменилась ее социальная парадигма. Всего это оказало влияние на формирование и развитие молодежного служения в РС ЕХБ. В сущности, современное состояние вещей в обществе дает прекрасные возможности для духовного Пробуждения и широкого успеха среди молодежи.